Основателями фирмы стали двенадцать бизнесменов из штата Мичиган во главе с Генри Фордом, который тогда был одним из сотен энтузиастов, мечтавших пересадить человечество с лошади на автомобиль. Кроме безграничной веры в свою правоту в распоряжении Форда и его компаньонов было всего 2800 долларов. Деньги по тем временам немалые, но недостаточные для того, чтобы открыть крупное предприятие. Поэтому сначала в завод переоборудовали бывшую фургонную фабрику в Детройте.

На первых порах там трудилось всего десять человек. Американцы же покупать машины не спешили, и вскоре компания оказалось на грани банкротства. Лишь через месяц после начала производства некто Пфенниг, дантист из Чикаго, приобрел первый автомобиль. К тому времени на счету фирмы оставалось 223,65 доллара.

Затем, правда, дела пошли на поправку: за первые 15 месяцев сделали 1700 машин, имевших буквенный индекс “А”. С тех пор модели Ford еще долго обозначались буквами латинского алфавита. В последующие годы компания выпускала машины под непосредственным руководством Генри Форда, который был ее главным инженером, а с 1906 г. – президентом. Он участвовал в разработке производственной программы и расширении предприятия.

Всех на автомобили!

В 1903–1908 гг. Форд использовал для обозначения моделей 19 букв алфавита. Разумеется, в серию пошло далеко не все – некоторые машины были экспериментальными. Одним из самых успешных серийных продуктов того времени стала модель “N”. Автомобиль, оборудованный 4-цилиндровым двигателем, предлагался за 500 долларов. Хуже было с дорогой техникой: модель “К” за 2500 долларов почти не продавалась.

Это привело Форда к мысли, что компания должна выпускать дешевые машины: “Смысл идеи в том, чтобы построить совершенный практичный автомобиль, цена которого по возможности не превышала бы 450 долларов. В результате этого автомобиль перестанет быть роскошью и станет доступным среднему американскому гражданину. Вопрос не в том, сколько мы сможем получить за этот автомобиль, а на сколько можем снизить его цену и при этом иметь небольшую прибыль на каждую из проданных машин”.

Эта стратегия стала определяющей на многие десятилетия. Однако убеждения Генри Форда разделяли не все компаньоны, некоторые решили покинуть фирму. Предприниматель выкупал их акции и вскоре получил возможность единолично управлять компанией. Ее развитию способствовала новая модель “Т”, ставшая одним из самых массовых автомобилей своего времени. Параллельно Форд ввел конвейерную систему сборки, а затем поставил на поток не только выпуск машин, но и их сбыт. К 1929 г. годовой объем продаж марки составлял около 3,6 млн единиц.

Однако уже во второй половине 20-х годов в стратегии Форда выявились просчеты. Сделав ставку на “народный” автомобиль, он не уделял должного внимания исследованию рынка. Между тем в Америке появилось много людей, желавших авто на свой вкус и готовых за это платить. Однако Ford продолжала делать добротные, но, по большому счету, примитивные модели. Как результат, компания начала сдавать позиции.

Правда, Ford Motor Company была уже иной: в 1917 г. она наладила выпуск грузовиков и тракторов, в 1922 г. приобрела компанию Lincoln Motors, а в 1925 г. стартовал выпуск самолетов, летавших на коммерческих линиях в США. Деятельность фирмы охватывала весь мир: сначала появился филиал в Канаде, затем отделение в Европе, после чего пришла очередь и азиатских стран. В 1927 г. по дорогам мира бегало свыше 15 млн “Жестянок Лиззи” (так прозвали в народе модель “Т”), поэтому падение продаж не очень беспокоило Генри Форда, и он старался выжать все возможное из своей старой стратегии. Но вместе с ней устаревали и методы менеджмента в компании, что тоже вело к убыткам. Глава же фирмы не всегда это понимал, уверовав в универсальность своих методов и опыт. Даже уйдя с поста руководителя компании и оставив ее на попечение сына Эдзела, Генри Форд продолжал вмешиваться в бизнес, что не всегда давало положительный эффект.

Сначала сын, потом внук

Попытки Эдзела Форда ввести современные методы менеджмента дали плоды, а упрочить позиции помогла Вторая мировая война. Фирма получила заказы на самолеты, которых было построено свыше 10 тыс. единиц, было также выпущено более 50 тыс. авиамоторов, 30 тыс. танковых двигателей и большое количество машин для армии.

После смерти Эдзела в 1943 г. компания вновь оказалась в состоянии кризиса. Генри Форд вновь встал у ее руля и возглавлял до тех пор, пока не нашел достойного преемника – в сентябре 1945 г. он передал бразды правления своему старшему внуку Генри Форду II.

С его приходом в фирме появились новые люди. Это была команда “маленьких волшебников” (так их в шутку называли сослуживцы), состоявшая из молодых управленцев и бывших офицеров-аналитиков. Молодые реформаторы в короткий срок сумели выправить положение, введя передовые формы управления производством и технологии.

Основатель фирмы Генри Форд I скончался 7 апреля 1947 г. в полной уверенности, что передал свое детище в надежные руки. И у него были для этого все основания: компания в короткий срок восстановила позиции на рынке, одновременно началось создание крупнейших заграничных филиалов – прежде всего, в Англии и Германии.

В 1964 г. капитал составлял 6,5 млрд долларов, спустя шесть лет эта цифра увеличилась до 8 млрд, а к 1980 г. достигла 15 млрд долларов. Причем большая часть средств была сосредоточена в руках “фордовского фонда”, созданного еще при жизни Генри Форда I.

Долгое время Ford Motor Company оставалась закрытой компанией – ее акции были недоступны посторонним. И лишь в январе 1956 г. обыкновенные акции фирмы впервые были выставлены для продажи. Желающих оказалось много, и к середине 80-х годов в руках семейства Форд осталось не более 10% ценных бумаг, правда, это были привилегированные акции, дававшие 40% голосов. Благодаря этому семья до сих пор оказывает решающее влияние на политику фирмы, хотя количество акционеров давно перевалило за 300 тыс. человек.

На земле российской

С нашей страной у американской фирмы давние деловые связи. Первые автомобили Ford в России появились еще в 1907 г. Затем компания поставляла в СССР тракторы и автомобили. Горьковский автозавод тоже результат ее сотрудничества с советским правительством. А в годы Великой Отечественной войны автомобили Ford поставлялись из США по ленд-лизу.

Регулярная коммерческая деятельность Ford Motor Company в новой России началась в 1990 г., а спустя шесть лет открылись ее торговое представительство и дилерский салон в Москве. Отношения развивались успешно, и в июле 2002 г. под Санкт-Петербургом вступил в строй собственный завод компании. Первоначальные инвестиции в проект составили 150 млн долларов. Марка и сегодня удерживает одну из ведущих позиций на российском рынке. В 2012 г. она реализовала в нашей стране 130 815 новых машин, что на 11% превысило показатель предыдущего года. 

В основе логотипа марки – фамилия основателя фирмы,
написанная от руки и заключенная в овал.
Очертания букв
на протяжении десятилетий существования
компании неоднократно менялись,
но слово “Ford” в эмблеме
присутствовало всегда.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 1 4