Для ряда автомобилистов покупка машины вовсе не финал выбора и переживаний, а лишь начало долгого пути по ее совершенствованию. Причины у всех разные, но риск отныне общий – власти всерьез взялись за переделанные автомобили

Под ударом оказались все любители доработок. От развозчиков суши и пиццы с плавниками да чайниками на крышах юрких микролитражек до уличных гонщиков и джиперов. Тут же забурлили искренним гневом социальные сети, правозащитники, сообщества автомобилистов… Дескать, власти нанесли предательский удар в спину. Принялись вдруг кошмарить даже тех, у кого есть полис ОСАГО, а соответственно, и действующая диагностическая карта техосмотра. Где справедливость?!

Теперь формальная исправность машины гаишников действительно не волнует. За несанкционированный тюнинг они грозят штрафом, эвакуацией и, что самое ужасное, аннулированием регистрации до устранения нарушений. Иногда, конечно, перегибают палку – например, увезти на штрафстоянку можно лишь автомобиль с неисправными тормозами или рулевым управлением. Но факт в другом: в одночасье ваш уникальный аппарат рискует де-юре превратиться в недвижимость с правом езды разве что по дачному участку. Ведь одно дело спойлер с крыши снять, а совсем другое – вернуть к заводскому состоянию лифтованный внедорожник, у которого из «родных» деталей только рама и осталась.

И все же формально подножку автомобилистам никто не ставил. Законы в стране не изменились, но инспекторам ГИБДД спущено указание обращать внимание на те вещи, на которые раньше просто закрывали глаза. Официальный повод благородный – сделать дороги еще безопаснее, избавить их от опасных «переделок». Ведь по правилам чуть ли не любое изменение в конструкции машины должно быть согласовано с автоинспекцией. Но именно в этом и состоит главная проблема.

С советских времен в стране пытались стандартизировать все и вся. Но если макароны или электролампочки причесать под одну гребенку оказалось просто, то с машинами вышло сложнее. В детских воспоминаниях отложилось, как отец однажды притащил с работы отраслевой справочник автомобильной промышленности. Толщиной он был с мой школьный портфель и охватывал все возможные модификации абсолютно всех автомобилей Страны Советов. А сколько таких томов понадобилось бы, чтобы описать разнообразие, к примеру, современных немецких моделей? Да там у одной машины только двигателей с десяток может быть! Представляете, какой объем займет полная картотека транспортных средств мира – от легковушек до карьерных самосвалов? Тем не менее жажда приведения всех к общему знаменателю в России сохранилась.

Пал «железный занавес», и наш народ узнал, что кроме «Москвичей», «Волг» и «Жигулей» есть спортивные и гоночные автомобили, встречаются коллекционные олдтаймеры (увы, «старички» тоже в группе риска), выезжающие на дороги по праздникам, и суровые внедорожники, готовые поспорить по проходимости с танками. Но с точки зрения закона все эти специфические аппараты одинаково… беззаконны! Честно пройти техосмотр они не могут, а легализовать доработки – та еще морока с непредсказуемым результатом. Остается прятаться по гаражам, выжидая у моря погоды, – так что ли?

Энтузиасты ретро-движения не первый год засыпают инстанции прошениями. Но до сих пор в России нет даже намека на особый порядок регистрации, выдачи номеров и проведения техосмотра для раритетных машин. Не существует государственного института, способного в сжатые сроки и без лишней волокиты одобрить профессиональную переделку стандартного внедорожника в грозного исследователя целины. Любители трек-дней и те мучаются с гаишниками, доказывая, что омологированный каркас безопасности и гоночные кресла с многоточечными ремнями защищают гораздо надежнее обычных подушек. Получается чистой воды дискриминация. Если тебе необходим нестандартный автомобиль, который серийно попросту не выпускается, ты автоматически становишься нарушителем.

Может быть, Россия переняла опыт других стран? Вовсе нет. В просвещенной Европе, отнюдь не меньше озабоченной проблемами дорожной безопасности, есть специальные нормы и под олдтаймеры, и под гоночные машины. Это не значит, что на ралли-каре можно в офис ездить каждый день, – ограничений и там полно. Однако передвижение нестандартных машин по дорогам в целом законно. Или взять Австралию, где доработанных внедорожников не меньше, чем у нас на Дальнем Востоке, – рельеф и природные условия обязывают. Но в стране кенгуру самые распространенные доработки вообще регистрировать не надо! А серьезные проекты за небольшую плату курируют сертифицированные инженеры с выездом «на дом» к заказчику.

Понятно, что в России облавы на нестандартные машины проходят в порядке показательной порки. Ведь не за горами очередная реформа техосмотра. Сложно сказать, к чему она приведет. Но уже сейчас жить автомобилистам стало сложнее. А значит, властям наконец стоит задуматься о том, что помимо стандартов, справочников и прочей бюрократии есть еще и автомобильная культура. Сложная, разноплановая, не всегда вписывающаяся в жесткие рамки, но именно без нее и безопасности на дорогах не будет, как бы ни закручивали гайки. Поэтому лично я за очищение дорог от опасного транспорта. Но против насыщения их безликой серой массой. Такое мы уже проходили. И повторения не хочется.  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 4 3