Будущего ждать необязательно, делать планету чище, а жизнь людей лучше можно уже сейчас – так считают в итальянском концерне CNHi, совершенствуя двигатели, работающие на метане

Поводом для встречи в Турине стал «Технический день», который проводился компанией FPT Industrial – ключевым брендом одного из крупнейших в мире концернов CNH Industrial. Этот гигант присутствует на 180 рынках, располагает 49 исследовательскими центрами и 64 заводами. CNHi разрабатывает и выпускает грузовики, автобусы, специальные автомобили, сельскохозяйственную и строительную технику.

Брать у природы и сохранять ее

Компания FPT Industrial, существующая более 110 лет, – движущая сила CNHi, поскольку разрабатывает и производит силовые установки объемом от 2,2 до 20 л, коробки передач и мосты для различной техники концерна. В прошлом году FPT Industrial представила первый двигатель, работающий на сжиженном природном газе (СПГ) с характеристиками, близкими к показателям аналогичного дизельного двигателя.

На первом в истории FPT «Техдне» обсуждался важный тренд, который может превратиться в мегатенденцию, – перевод крупного транспорта на сжиженный метан, получаемый из различных источников.

О транспорте и типе приводов будущего идут нескончаемые споры. Электромобили, которым в нем уготовано доминирующее место, позволяют решить только часть насущных вопросов, сводя к нулю лишь «локальные» вредные выбросы. По некоторым расчетам, их количество при производстве литий-ионной батареи для электромобиля сравнимо с выбросами бензинового двигателя (если бы он был установлен на этот автомобиль) за все годы эксплуатации.

Газ на большом плече

«Метановые» двигатели уже сейчас представляют собой не единственную, но реальную альтернативу электроприводу, особенно если речь идет о коммерческих автомобилях. СПГ заметно дешевле (в России примерно вдвое, в Италии на 22%) дизельного топлива, это один из главных плюсов газа, который используется сегодня в моторах практически любых автомобилей. Но есть и еще один мощный (по меньшей мере для Европы) стимул переводить тяжелую технику на метан – постоянно ужесточающиеся нормы вредных выбросов. Очередное затягивание экологических «гаек» начнется с осени текущего года, хотя система снижения токсичности у двигателей Euro 6 и теперь достаточно сложна и дорога.

При одинаковом размере баллона автомобиль на сжиженном метане проходит в 2,5 раза больше, чем на сжатом газе (КПГ), да и давление в баках с СПГ примерно в 10 раз ниже. Это серьезный козырь для перевода магистрального транспорта на сжиженный метан. Выпустив за последние 20 лет свыше 30 тыс. моторов, работающих на голубом топливе, в ходе «Техдня» FPT представила новейший двигатель Cursor 13 NG для магистральных тягачей. Эта 460-сильная установка может работать на КПГ, СПГ (с метановым числом не менее 70) и биометане. Причем на биогазе – практически с нулевыми вредными выбросами. Тягачам с этим мотором не потребуются как минимум три «ящика»: селективный нейтрализатор, сажевый фильтр и емкость с AdBlue, а также система рециркуляции отработавших газов. При этом по сравнению с аналогичным дизелем Euro 6 Cursor 13 NG выбрасывает почти наполовину меньше окислов азота, сажи и тише работает.

Компоновка современных тягачей позволяет устанавливать на них топливные баки с запасом хода на СПГ до 1,5 тыс. км. А термобаллон заполняется газом всего за полторы минуты! В то же время пока СПГ-тягачи примерно на 40% дороже аналогичных дизельных, что, впрочем, достаточно быстро окупается, и общая стоимость владения получается ниже, чем в случае с дизелем. Разумеется, нужна адекватная сеть заправочных станций. Этот вопрос быстрее решается там, где на них есть спрос, например в Италии, – в этой стране практически все грузы доставляются фурами.

Первым дилером IVECO в Италии, совместно с этой компанией устанавливающим на тягачи СПГ-двигатели, стала компания LC3, начав четыре года назад с продажи пяти таких автомобилей. Сейчас же в стране машины с КПГ- и СПГ-моторами занимают до 10% грузового автопарка. В LC3 считают, что к 2020 году спрос на них может вырасти в 30 раз!

Визуализируй и анализируй!

Однако и кроме нового двигателя в рамках «Техдня» специалисты FPT  Industrial показали много интересного. Например, познакомили с концепцией максимального использования энергии грузовиками. Впервые я увидел, как дополненная реальность обживается в промышленности. Раньше, рассматривая «дополненные» пейзажи и «присутствуя» на концертах звезд, я и не думал, что эта технология может быть поводом для эмоций при общении с «железками». Скажем, при изучении устройства мотора, когда виртуально «снимаешь» с него узлы и даже целые системы. Дилерские учебные центры ожидает настоящая революция.

На другой день в исследовательском центре Модены мне показали, как эффективно проектируют и тестируют грузовики и тракторы с помощью опять-таки виртуальной реальности, подкрепленной компьютерными расчетами. Точность последних такова, что в CNHi, к примеру, почти отказались от натурных омологационных тестов прочности кабин при опрокидывании автомобилей.

Лестницы в небо

Ярких эмоций в эти дни было действительно немало. Знакомясь с производством пожарных машин на заводе Magirus в немецком Ульме, я тоже не скучал. Технику для тушения пожаров здесь делают уже 163 года. Теперь это, по сути, огромное ателье, ставящее на готовые шасси кастомизированные надстройки и пожарное оборудование собственного производства. В том числе поворотные лестницы Magirus, которые здесь выпускают 140 лет. Благодаря этому огромную территорию завода я осмотрел с 42-метровой высоты, а самая длинная в мире поворотная лестница (M68L) уходит в небо на 62 м! Здесь же выпускают и новейшие «ломающиеся» лестницы. Их верхняя секция может занимать горизонтальное положение и вместе с корзиной (вмещающей до пяти человек) подаваться внутрь горящего здания для спасения людей.

Самый же мощный «снаряд», предназначенный для тушения пожаров в аэропортах, – Superdragon X8 с двумя моторами общей мощностью 1100 л.с. – проносился мимо по тестовому кругу с огромной скоростью и бьющими струями воды, готовыми извергаться со скоростью до 10 куб. м в минуту. Фантастика, да и только!  

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8