Компания Adam Opel появилась на свет в немецком городке Рюссельcхайм еще в XIX веке и вскоре стала известным по всей Европе производителем швейных машинок. Ее основатель Адам Опель имел пятерых сыновей – Карла, Вильгельма, Генриха, Фридриха и Людвига. Все они пошли по стопам отца, присоединившись к бизнесу. Глава же семейства живо интересовался техническими новинками, и когда в 80-х годах позапрошлого века в моду вошли велосипеды, наладил их выпуск на своем заводе. Сыновья тоже занялись велоспортом, где завоевали около 600 наград! Эти успехи помогали в бизнесе, велосипедное производство расширялось, и к 1890 г. Opel стал крупнейшим производителем швейных машинок и велосипедов в Германии. Увы, в сентябре 1895 г. Адам Опель умер от тифа.

Авто – дело семейное

Сыновья успешно продолжали отцовские начинания до тех пор, пока Европу не накрыла новая волна технического прогресса, на гребне которой оказалось еще одно великое изобретение – автомобиль. Поняв его перспективность, братья Опель решили начать выпуск машин. Но дело было рискованным: десятки фирм пытались освоить автопроизводство, однако подавляющее большинство их быстро прогорали. Зная это, немцы занялись машинами, не прекращая основного производства. А так как опыта было недостаточно, они обратились к механику Фридриху Луцману, модели которого уже были известны.

В 1899 г. появились первые авто от Опелей и Луцмана с двигателем мощностью 4 л.с.  Однако эти самоходы продавались плохо: прогресс в автомобильном деле шел быстро, и конструкция Луцмана морально устарела уже к началу производства. Пришлось искать нового компаньона.

В 1901 г. братья подписали контракт с французом Александром Дарракком и начали сборку лицензионных вуатюреток. Эта 8-сильная машина выпускалась как Opel-Darraсq и пользовалась спросом в Германии. Следом развернули производство мотоциклов. Время сотрудничества с Луцманом и Дарракком не прошло даром, год спустя Opel освоила искусство конструирования автомобилей и двигателей. Первенцем фирмы стала 2-цилиндровая модель 10/12, а в 1903 г. появился и первый 4-цилиндровый мотор собственной конструкции мощностью 20 л.с. Уже в 1907 г. из ворот компании выехал тысячный автомобиль.

Будучи спортсменами, члены семьи Опель понимали, что без гонок марку “раскрутить” трудно. Поэтому с 1902 г. их машины участвовали и побеждали в соревнованиях разного ранга. Причем решения, удачно зарекомендовавшие себя на гоночных машинах, перекочевывали на гражданские экипажи.

Со временем завод Opel превратился в одно из самых совершенных автомобильных предприятий своего времени. Наиболее известным продуктом марки в то время был Doktorwagen, появившийся в 1908 г. Это была 2-местная 8-сильная модель с открытым кузовом. Свое прозвище – “докторская тележка” – она получила благодаря популярности у германских медиков, использовавших эту недорогую и практичную машинку для визитов к пациентам.

В 1911 г. Opel начал выпускать грузовики, которые также пользовались хорошим спросом, а к 1914 г. компания стала самым крупным производителем автомобилей в Германии. Однако с началом Первой мировой войны она вынуждена была сократить выпуск машин и заняться производством военной продукции. Тем не менее после заключения мира в 1918 г. фирма быстро представила новую большую модель 18/50 с 6-цилиндровым двигателем.

Впрочем, большинству немцев было не до автомобилей: в стране не хватало самого необходимого. Пришлось вспомнить о велосипедах и швейных машинках, которые помогли пережить послевоенные экономические неурядицы. Однако и автопроизводство не прекратилось, хотя кризис обострил конкуренцию и пришлось задуматься о привлечении клиентов. Выход нашелся: покупателям стали предлагать самим опробовать новое авто. Так Оpel стала одной из первых марок, практикующих тест-драйвы.

Постепенно компания вернула статус крупнейшего в Германии автопроизводителя, проводящего всевозможные исследования и эксперименты. Среди ее проектов можно отметить автомобиль с реактивным двигателем RАК 1, дебютировавший в марте 1928 г. Правда, первый блин вышел комом, но уже через пару месяцев RАК 2 установил рекорд скорости на треке – 238 км/ч.

Под флагом GM

Кризис второй половины 20-х годов, накрывший Европу, коснулся и Opel. К началу 1929 г., когда фирма находилась на грани краха, ей было предложено влиться в состав General Motors. В результате этого немцы получали доступ к заокеанским кредитам, а американцы – выход на европейские рынки. О вхождении компании в состав GM объявили в марте 1929 г.

Спустя некоторое время американцы свернули велопроизводство, постепенно поменяли и модельный ряд. В 1933 г. в гамме Opel появилась недорогая 4-местная модель 1,2L с 23-сильным двигателем. Затем сделали P4, а следом Kadett и Olympia с несущими цельнометаллическими кузовами. Кстати, Opel считается первой немецкой маркой, освоившей эту технологию.

В  октябре 1940 г. из ворот предприятия вышел миллионный автомобиль, после чего программа легковых машин была... свернута. Германия начала войну, и приоритет оказался за грузовиками. Самым массовым из них стал Blitz, выпускавшийся с 1938 г. В 1941–1945 гг. Opel, как и другие национализированные нацистами предприятия, делал вооружение и военную технику. Из-за этого заводы подвергались бомбардировкам, и в итоге авиация союзников разрушила основную часть мощностей компании.

После поражения Германия была разделена на зоны оккупации. Заводы в Рюссельсхайме отошли американцам, предприятия в Бранденбурге оказались под юрисдикцией СССР. Первый восстановили быстро, и в июле 1946 г. на нем был выпущен первый послевоенный грузовик – им стал тот же Blitz. Первой же послевоенной легковушкой оказалась Olympia, выпущенная в конце 1947 г. Причем представители GM на это предприятие прибыли лишь еще год спустя.

Завод в Рюссельсхайме расширили, и уже в 1953 г. довоенный уровень производства на нем был превзойден. В 1962 г. компания отметила свое 100-летие, к этому сроку появился еще один завод – в Бохуме. С 1974 г. разработка всех серийных моделей GM для европейских рынков была поручена специалистам Opel. С тех пор фирма подготовила сотни моделей, десятки из которых пошли в серию. Некоторые стали “классикой жанра”, иные же опередили свое время и могут быть по достоинству оценены только с позиций сегодняшнего дня. Например, появившийся в 1975 г. автомобиль GT2. В конструкции его кузова использовались композитные материалы, были также предложены сдвижные двери, энергопоглощающий бампер, бортовой компьютер.

Логотип компании Opel

за годы ее существования много раз менялся, пока наконец не остановились на молнии в круге. Молния (по-немецки – Blitz) появилась в начале 30-х годов ХХ века на эмблеме одноименной коммерческой модели и олицетворяла быстроту. Круг пришел позже, уже в конце 30-х, он символизирует колесо. Поэтому эмблему можно “прочесть” как “молниеносные колеса”.
 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5