ВСЕГО за шесть месяцев года в России было продано 763.926 новых легковых и коммерческих автомобилей, включая отечественные. На иномарки пришлось более 68%, или 522.810 реализованных машин. В десятке сильнейших произошли серьезные изменения. Потеряла свои позиции “Hyundai”, а “Mazda” вовсе выпала из ТОП-10. Зато появился новичок – “Volkswagen”, который наперекор всему показывает положительную динамику продаж. Кстати, увеличить объемы сбыта в первом полугодии 2009 года удалось лишь пяти компаниям. У остальных продажи падали пропорционально рынку. Лучше других себя чувствовали представители премиумбрендов, их падение было на уровне 15%. Но и тут были исключения.
В сегменте компактных моделей В-класса наибольшим спросом по-прежнему пользуется “Renault Logan”.
Среди моделей класса “А” лучше всего продается “Daewoo Matiz”.
НЕСМОТРЯ на 50-процентное падение продаж, лидерство удерживает компания “Ford”. За шесть месяцев было продано 49.057 штук автомобилей этой марки. Из них 60% пришлось на бестселлер российского рынка иномарок в целом и машин гольфкласса, в частности, “Ford Focus”. Эта модель разошлась тиражом в 29.275 единиц.
“Chevrolet” отстает от “Ford” ненамного. В первом полугодии компания реализовала на российском рынке 48.326 автомобилей (без учета модели “Niva”). Откат по сравнению с первым полугодием 2008-го – минус 52%. В основном это связано с падением спроса на локомотив “Chevrolet” – модель “Lacetti”, продажи которой сократились на 60% и составили 18.053 штуки. Кроме того, есть предпосылки, что к концу года “Chevrolet” потеряет второе место в рейтинге продаж. Дело в том, что российский офис “General Motors” принял решение отказаться от продаж через свою сеть модели “Chevrolet Lanos” (она будет поставляться к нам компанией “КвинГруп” как “ZAZ Chance”), а это существенная часть сбыта компании: с начала года в России было куплено 15.027 “Ланосов”.
Компания “Nissan” заняла третью строчку рейтинга продаж, продав 39.273 автомобиля. Львиная доля пришлась на кроссовер “Qashqai” (7.553) и седан гольфкласса “Almera Classic” (6.740).
“Toyota” закончила полугодие с результатом в 38.015 реализованных машин, что на 57% меньше прошлогодних показателей. Самая востребованная модель – собираемая в России “Camry”. Из всех проданных “Toyota” в России 9.559 пришлось именно на этот седан бизнес-класса. Сбыт “Corolla” (8.299) продолжает падать – минус 67%.
Изза продолжающихся проблем на Таганрогском предприятии, которое практически не выпускает сегодня “народную” модель “Accent”, “Hyundai” потеряла одну позицию в рейтинге продаж и занимает по итогам полугодия пятую строчку. Из 37.095 реализованных машин этой марки 11.006 пришлось на малолитражку “Getz” и 7.531 – на “асфальтовый” внедорожник “Tucson”.
Среди седанов представительского класса наиболее популярным в первом полугодии был BMW 7-й серии.
“Toyota Camry” традиционно самая востребованная модель в бизнес-классе.
“Renault” сократил продажи в этом полугодии на 35%. Всего французская марка реализовала 36.610 автомобилей. Как и раньше, основной объем продаж обеспечивает модель “Logan” российской сборки. С начала года россияне купили 25.581 сделанный в Москве автомобиль.
С результатом в 30.606 проданных машин закончила первое полугодие компания “Kia”. Теперь в личном рейтинге компании лидером выступает модель “сee'd” – 8.945 проданных экземпляров – всего на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А вот “Spectra” российской сборки теряет позиции. Клиентам поставлено 6.955 единиц -– минус 66%.
На 47% в целом упали продажи “Daewoo”. С начала года россияне приобрели 14.720 седанов “Nexia” и 12.922 малолитражки “Matiz”. Всего же компания реализовала в нашей стране 27.642 автомобиля.
Сильно просел некогда быстрорастущий “Opel” – минус 57% по сравнению с первым полугодием 2008 года. Немецкий автогигант реализовал 21.823 автомобиля. Больше половины (11.998), как и прежде, приходится на модель “Astra”.
Венчает десятку сильнейших компания “Volkswagen”. Всего за полгода ей удалось переместиться с 14-го на
10-е место хитпарада продаж. За шесть месяцев VW реализовал 21.467 автомобилей, улучшив собственный прошлогодний показатель на 4%. Наибольшим спросом пользовался “Passat” (6.246), на втором месте – “Jetta” (4.249), на третьем – “Touareg” (3.460).
В среднем классе больше всего было продано “VW Passat”.
Самая популярная иномарка в России, она же лидер продаж в гольфклассе – “Ford Focus”.
ПОМИМО “Volkswagen” положительные результаты показали еще несколько брендов. В частности, “Hummer” и “Cadillac” – плюс 104% и 2% соответственно. Правда, в абсолютном исчислении цифры не впечатляют – покупателей нашли 753 “Хаммера” и 927 “Кадиллаков”.
А вот 39-процентный прирост “Citroёn” действительно заслуживает внимания. За полгода компания поднялась в рейтинге продаж на семь пунктов – с 27-го на 20-е место. За первые шесть месяцев в России было продано 6.809 автомобилей этой марки.
Но есть и совершенно противоположные примеры. Например, тройка “Dodge”, “Jeep” и “Chrysler” падала на дно стремительнее рынка. Сбыт этих компаний сократился на 88, 85 и 82 процентов соответственно. Эксперты связывают ситуацию с тем, что потребители опасаются покупать машины, произведенные компанией, объявленной банкротом.
Также не лучшим образом идут дела у “Volvo” и “Mitsubishi”, продажи которых синхронно сократились на 67% и составили соответственно 4.098 и 19.343.
Бренды, показавшие худшую динамику, в %
Бренды, показавшие положительную динамику, в %
СУДЯ по ежемесячным отчетам, ситуация с продажами в целом по рынку только ухудшается. В первую очередь это вызвано тем, что у большинства производителей заканчиваются прошлогодние запасы, предлагаемые потребителям по очень интересным ценам.
– Полагаю, что в сентябреоктябре уже не останется компаний, которые бы реализовывали продукцию 2008 года. Тогда спад продаж станет более явным – “свежие” машины стоят слишком дорого. Чуть легче будет производителям, имеющим в России сборочные предприятия, им проще удерживать привлекательные цены, – говорит Михаил Пак, аналитик финансовоинвестиционной компании “Метрополь”.
Впрочем, в целом, считают эксперты, рынок по итогам года просядет не больше чем на 50%. Но радоваться особо нечему. Просто второе полугодие пойдет в сравнении с месяцами, когда страна уже почувствовала на себе влияние мирового кризиса.
В цифрах прогнозы выглядят так. В 2009 году в России будет реализовано от 1.350.000 до 1.430.000 новых легковых автомобилей российских и иностранных производителей. В 2008-м в нашей стране было продано 2,8 млн машин. Рискнуть своей репутацией, сделав прогноз на 2010 год, эксперты не решаются.
| Продажи зарубежных автомобилей, шт. | ||
| Марка | I полугодие 2009 г | I полугодие 2008 г. |
| Ford | 49057 | 97626 |
| Chevrolet | 48326 | 100479 |
| Nissan | 39273 | 77547 |
| Toyota | 38015 | 88747 |
| Hyundai | 37095 | 102814 |
| Renault | 36610 | 56590 |
| Kia | 30606 | 49681 |
| Daewoo | 27642 | 52525 |
| Opel | 21823 | 53523 |
| Volkswagen | 21467 | 20586 |
| Mazda | 20874 | 38102 |
| Љkoda | 19415 | 23950 |
| Mitsubishi | 19343 | 59274 |
| Peugeot | 16918 | 20331 |
| Honda | 14845 | 34926 |
| Suzuki | 8616 | 21344 |
| BMW | 7829 | 8913 |
| Fiat | 7471 | 11410 |
| Audi | 7404 | 8660 |
| Citroёn | 6809 | 4901 |
| Mercedes-Benz | 5117 | 8526 |
| Land Rover | 4897 | 10459 |
| Subaru | 4716 | 10087 |
| Geely | 4210 | - |
| Volvo | 4098 | 12248 |
| SsangYong | 3718 | 6600 |
| Lexus | 3251 | 7353 |
| Infiniti | 3062 | 3181 |
| Chery | 1710 | 9891 |
| Great Wall | 1496 | 5409 |
| Lifan | 1384 | 1958 |
| Cadillac | 927 | 905 |
| BYD | 808 | 2957 |
| Hummer | 753 | 370 |
| Porsche | 625 | 1145 |
| Seat | 622 | 616 |
| Jaguar | 557 | 853 |
| Mini | 317 | 497 |
| Dodge | 280 | 2255 |
| Jeep | 231 | 1572 |
| Saab | 205 | 639 |
| Iran Khodro | 178 | 1301 |
| Chrysler | 143 | 811 |
| Alfa Romeo | 67 | 172 |
| Всего | 522810 | 1021734 |
| По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) | ||
| Самые популярные модели в I полугодии 2009 года | ||
| Модель | Продажи, шт. | Динамика в % |
| Ford Focus | 29275 | –37 |
| Renault Logan | 25581 | –38 |
| Chevrolet Lacetti | 18053 | –60 |
| Chevrolet Lanos | 15027 | –41 |
| Daewoo Nexia | 14720 | –42 |
| Daewoo Matiz | 12922 | –52 |
| Opel Astra | 11998 | –45 |
| Mazda 3 | 11111 | –50 |
| Hyundai Getz | 11006 | –48 |
| Toyota Camry | 9559 | –25 |
| Kia сee'd | 8945 | –30 |
| Chevrolet Aveo | 8872 | –44 |
| Mitsubishi Lancer | 8667 | –74 |
| Toyota Corolla | 8299 | –67 |
| Nissan Qashqai | 7553 | –51 |
| Hyundai Tucson | 7531 | –19 |
| Kia Spectra | 6955 | –66 |
| Љkoda Octavia | 6835 | –51 |
| Nissan Almera | 6740 | –53 |