Компания Jaguar Land Rover поставила перед собой цель быть в числе лидеров в области автопилотов. Однако философия британских брендов подразумевает, что электронный интеллект должен не подменять водителя «на все сто», а лишь замещать его при необходимости. И, разумеется, беречь…

Средних лет англичанин, строгий, но до невозможности корректный, командует: «Жми на клавишу круиз-контроля, выставляй скорость! Еще выше. Отлично! Теперь пристраивайся вон за той машиной и убирай ноги с педалей. Все, держись строго за ней и не пугайся, даже если она перед твоим носом остановится».

Последнее замечание не лишне, поскольку разогнавшийся почти до «сотни» водитель едущего впереди кроссовера вдруг бьет по тормозам. И пока у меня в мозгу молнией проносится «Черт, он же совсем близко!», мой Jaguar практически с такой же резвостью тоже тормозит. Бросаю взгляд на монитор, отслеживающий работу «круиза», и констатирую – между автомобилями всего двенадцать метров. Мало, очень мало! Инструктор, словно прочитав мысли, поясняет: «Система настроена не на дистанцию, а на время – между нами всего 0,4 секунды. Чем быстрее едешь, тем больше расстояние. Смотри, вот снова появился 16-метровый просвет. А в пробке можно двигаться вообще вплотную». И добавляет, что это – результат новой технологии, где две машины взаимодействуют друг с другом, как бы разговаривают. Но на серийных авто она еще ни у кого не реализована.

«Чем это отличается от адаптивного круиз-контроля, уже давно применяемого многими?», – вопрошаю я, добавив в голос скепсиса. Однако британца так просто не возьмешь. «Во-первых, – говорит он, – тут тоже помимо протокола car-by-car действуют радары, во-вторых, сам сейчас увидишь разницу».

Пересаживаюсь в другой автомобиль. Инструктор поясняет: «В нем установлен уже весьма распространенный адаптивный «круиз», как раз на радарах. Есть возможность протестировать его в сравнении». Вновь набираю скорость и пристраиваюсь за машиной-лидером. Но мой «наставник» запрещает сокращать дистанцию до той, что была в первом случае. И не напрасно – при торможении едущего впереди автомобиля реакция моего авто оказывается куда медленнее, чем прежде. И торможение не столь расторопное. Держись я на расстоянии тех же 16, и даже 20 метров, скорее всего, столкновения не избежал бы. Что ж, пример наглядный!

Однако достоинство новой технологии еще и в том, что кроме безопасности она обеспечивает решение целого ряда других задач. Так, если все едущие в плотном потоке машины оснащены этой системой, они могут одновременно – пусть даже растянувшись в многокилометровую змею – и замедляться, и трогаться, и разгоняться. При этом дистанция будет минимальной, а значит, и длина затора меньше. А в случае, когда автомобили движутся на высокой скорости, то каждый последующий может экономить топливо – за счет того, что едет с меньшим аэродинамическим сопротивлением.

Поговори со мной, машина

Пример, приведенный выше, лишь одно из направлений, в которых думают инженеры в Гейдоне, где расположен Центр инженерных разработок Jaguar Land Rover. Здесь есть все и для рождения новых идей, и для их проверки и реализации. Пока едем по территории центра, замечаю корпус для климатических испытаний, далее – здание, где сидят конструкторы, дизайнеры, еще дальше – огромный полигон, по скоростным трассам которого носятся спорткары и седаны, а между деревьями проглядывают внедорожные участки. И всюду – на дорогах, между зданиями – мелькают машины в камуфляже: вот они, будущие новинки двух британских марок.

Впрочем, я ныне не по их душу, моя цель – технологии завтрашнего дня, те, что должны стать основой автопилотов. А потому слушаю инженеров, сажусь то в один автомобиль, то в другой. Вот, например, Range Rover, обвешанный камерами и датчиками, будто рождественская ель. Внутри – мониторы, ноутбуки, провода, планшеты. Этот автомобиль тестирует систему полуавтономного вождения на бездорожье. Его электронный мозг мгновенно анализирует все, что перед машиной, – покрытие, ямы, пригорки, водные преграды, грязь. И по ситуации сам тормозит или набирает скорость, а если надо, добавляет мощности, чтобы преодолеть преграду.

Еще два SUV ездят парой, это – внедорожный конвой. Идея в том, что едущий впереди автомобиль считывает обстановку, как бы заглядывая далеко вперед (с помощью радаров, датчиков, видеокамер), а затем передает ее движущимся следом (таковых может быть целая колонна). И весь этот караван автоматически регулирует настройки (моторы, трансмиссии, подвески, системы езды по бездорожью), исходя из ожидаемых условий. Водителям остается только крутить руль – даже на педали нажимать не надо.

А вот на другом участке полигона жать на педаль «газа» мне приходится, но… как ни стараюсь, Jaguar XE даже не думает сдвинуться хоть на сантиметр! До тех пор, пока я не повернул руль. Здесь испытывают электронику, предотвращающую наезд на препятствие (к примеру, в пробке). Активировав систему, вы, даже если отвлеклись и невзначай нажали на акселератор, ни за что не воткнетесь в стоящее впереди транспортное средство. Деактивируется функция только тогда, когда водитель вывернет баранку сознательно, дабы объехать препятствие. И наоборот, тот же самый руль будет сопротивляться вам на трассе, когда включена еще одна перспективная система, отчасти дублирующая ассистента удержания в полосе движения. В отличие от него новинка распознает не только разметку, но и ограды, кусты, деревья. И может удерживать машину на безопасном расстоянии от них, корректируя ее траекторию.

Вместе, а не вместо

Чтобы внедрять подобные новации, британские инженеры вынуждены искать и нестандартные пути. Так, в рамках проекта Land Rover BAR они активно работают над… парусным катамараном. Ведь на морских просторах можно испытывать новые технологии, материалы, формы, которые, например, позволяют улучшать аэродинамику или анализировать воздействие на корпус агрессивной внешней среды. Впоследствии все это пригодится при создании автомобилей.

Еще один пласт перспективных разработок – внедрение в машины систем, взаимодействующих через Интернет с девайсами: смартфонами, «умными» часами, ноутбуками. Уже есть приложения, через которые с телефона можно не только дистанционно включить и настроить климат-контроль или найти на паркинге автомобиль, но и заранее вбить в штатную навигацию маршрут, проверить уровень топлива в баке и узнать, хватит ли его на предстоящую поездку. «Более того, прилетев в Лондон, ты мог бы уточнить, не забыл ли закрыть в своей машине в Москве окна, двери, – рассказывает мне один из инженеров. – И через смартфон их заблокировать. Со многими ведь подобное случается впопыхах, верно?»

«Верно», – соглашаюсь я. И спрашиваю: «А ты не думаешь, что весь этот искусственный разум убьет все то, за что люди так любят автомобили, – азарт, чувство власти над двумя тоннами металла, удовольствие от управления?» Видимо, вопрос для собеседника не нов (а может, он и сам им задавался). Во всяком случае, отвечает он немедленно. И уверенно. Благодаря чему я узнаю, что перед инженерами Jaguar Land Rover не стоит задача внедрить стопроцентные автопилоты, которые выдавят людей из-за руля. Цель иная – создать системы, способные облегчить жизнь водителя, избавить его от рутинных действий. К примеру, беспилотные режимы станут включаться в пробках или же на скучных скоростных шоссе, когда водитель сможет отдохнуть, расслабиться. Тем самым автомобиль снимет с человека стресс, а сам при этом оптимизирует маршрут, скорость, расход топлива.

«Мы не намерены замещать водителя, лишать его удовольствия от управления машиной, – поддерживает своего сотрудника Джеймс Тоул, директор по стратегическим продуктам Jaguar Land Rover. – Новые системы станут глазами автомобилей, благодаря чему эти автомобили будут всегда начеку и в сложных ситуациях смогут помогать или даже спасать людей, находящихся в салоне».

Когда все это пойдет в серию? Судя по всему, скоро. Так, в Jaguar Land Rover сделали уже более ста машин для испытания различных систем автономного вождения. А теперь строят 65-километровый маршрут, где в разных условиях на протяжении четырех лет намерены тестировать свои разработки в этой сфере. Легко предположить, что по истечении упомянутого срока все новые модели двух британских брендов станут уже совсем «умными и самостоятельными». Впрочем, наверняка тем же смогут похвастаться и многие другие марки.  

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9