ИДЕЮ прокатиться по двум самым длинным трансконтинентальным автомагистралям на планете, используя в качестве транспортного средства “газовый” автомобиль, Райнер Цитлоу вынашивал давно. Несколько лет назад он уже поставил два мировых рекорда, вписав свое имя в Книгу рекордов Гиннесса – взобрался на “Tоuareg” на шестикилометровую высоту и совершил автомобильную кругосветку через пять континентов, не израсходовав ни капли бензина – его заменили кубометры газа.

Нынешний автомарафон начался 5 октября с мыса Рока – самой западной оконечности Европы. Ранним утром 15-го я присоединился к экипажу Райнера в Москве, и мы покинули столицу. Впрочем, покинули – не то слово. Еле-еле вырвались на магистраль М-7 из необъятных московских пробок, потеряв немало времени. Отставание от графика увеличилось еще больше в Нижнем Новгороде из-за пустяковой неисправности. Замена предохранителя на автомобиле техпомощи – полноприводном “Multivan” – у местного дилера VW растянулась почти на час. Оставшиеся 400 километров пути до Казани предстояло ехать почти в гоночном темпе. И это – в темноте, по дороге с ограниченными возможностями для обгона и приличным “дальнобойным” трафиком, да к тому же с самыми лютыми гаишниками.

Балонная тяга

Четырнадцать баллонов для природного газа позволяют “Caddy” Райнера Цитлоу проезжать до 2.500 км без дозаправки.

НЕ ЗНАЮ как вам, а для меня путешествовать на пассажирском месте рядом с водителем, который незнаком ни с дорогой, ни с повадками нашей шоферской фауны, – настоящая пытка. Поэтому, когда Райнер предложил вести “газоход” до Казани мне, за руль я сел без колебаний.

Масса, близкая к максимально допустимой (2,7 тонны), высокий центр тяжести из-за дополнительных газовых баллонов, моторчик мощностью всего в сто лошадок и “грузовые” шины “Fulda” с весьма скромным сцеплением к быстрой езде не располагали. Хотел сказать Райнеру, что характеристики его “Caddy” можно сравнить с машинами класса “Gran Turismo” начала прошлого века, но вовремя одумался – вдруг не поймет юмора? Любая затяжная горка – и автомобиль на глазах теряет ход. За то время, пока стрелка спидометра сдвинется с 90 на 120, можно рассказать пару анекдотов. Переход на пониженную передачу мало помогал. Но если и дальше терпеливо вжимать педаль газа в пол, экомобиль разгоняется аж до 140 км/ч. Только за счет быстроходности “Caddy” мы и могли совершать обгоны верениц фур, хотя каждый маневр, как в шахматной партии, приходилось просчитывать на несколько ходов вперед: сначала увеличиваем дистанцию, затем начинаем разгон и, лишь когда появится преимущество в скорости и не будет помех, идем на опережение. Я носился по немецким автобанам на “Aston Martin” на вдвое больших скоростях, но не получал такого количества адреналина, как сейчас.

 

Террорист? Турист!

ЗАПАСА природного газа в пяти баллонах серийного “Caddy Maxi EcoFuel” хватает где-то на 500 км. Но у Цитлоу “Caddy” особенный: у него этих баллонов, что у дурака махорки! Когда мы прибыли в Казань, стрелка уровня топлива продолжала висеть в районе максимума – она опустилась на какие-то смехотворные полтора-два деления. Я указал на прибор и спросил:

– Сколько же мы можем проехать, не заправляясь?

– Две с половиной тысячи километров, – ответил Райнер и, подумав, добавил: – Это по расчетам. Если закачиваем русский газ, то так и выходит. На иранском или норвежском топливе – 2.200-2.300 километров. Доля метана в их газе меньше.

– Дополнительные баллоны – единственная переделка машины?

Для заправки метаном приходится возить целый набор переходников – единого стандарта для “газовых” автомобилей нет.

– Нет. Пружины поставлены более жесткие и высокие – нужно было увеличить клиренс. Салон оснастили спутниковой связью, поставили GPS-трекер, чтобы в онлайне транслировать перемещение машины. Сделали герметичную переборку за сиденьями, а в “газовом” отделении устроили вентиляцию. За спиной, сам понимаешь, что находится.

Газовая установка, занимающая весь багажный отсек, и в самом деле выглядит впечатляюще. Вид громадных баллонов, где метан находится под давлением в 200 атмосфер, навсегда отбивает желание курить за рулем.

– А проблем с пересечением границ не было? Наверняка же приходилось открывать машину и это все показывать?

– Были. На российской таможне нас прогнали из “легкового” коридора в очередь для грузовиков. Два часа потеряли. А в Иране пограничники вообще просто испугались: “Вы точно турист, а не террорист?”

Если первая часть евразийского автомарафона пройдет по плану, то второго апреля команда Цитлоу уже отправится по панамериканской автомагистрали. Старт будет дан на самой южной оконечности Южной Америки, а финиш состоится в Аляске, на мысе Барроу, в самой северной точке США. Дистанция второго марафона больше в несколько раз, и государственные границы придется пересекать несравнимо чаще, но Райнер убежден, что самый сложный этап проекта – все-таки российский. После Красноярска по маршруту стационарных заправок природного газа нет. Часть пути экипаж вынужден будет ехать на штатном резервном баке бензина, емкость которого даже вслух произносить стыдно – одиннадцать литров. Кроме того, машину ждет жестокое испытание на прочность Амурской автодорогой с ее коварными грейдерными и грунтовыми участками.

На одной из пресс-конференций Райнера спросили, чего он больше всего опасается. “Боюсь увязнуть в грязи”, – серьезно ответил немец. Зал взорвался хохотом. Ну да, наших этим разве напугаешь?

Десять дней спустя

ТО, ЧЕГО боялся Райнер, не случилось. Переменчивая сибирская и дальневосточная погода могла устроить путешественникам незабываемое грязевое приключение, но оказалась снисходительна. После Красноярска машину переобули в зимние шины – трасса оказалась заснеженной, температура опустилась ниже нуля. Непростой прибайкальский отрезок Иркутск – Улан-Удэ и участок до Читы марафонцы проехали при сухой ясной погоде. А после Читы дорога оказалась вовсе не такой ужасной, как представлял себе Райнер: “Там, конечно, есть места, где можно изорвать колеса о камни, но большей частью – отличный новый асфальт!”. Затем был еще один “зимний” участок, где движение осложнял гололед, и был участок, где газ, как и следовало ожидать, иссяк. Приходилось останавливаться каждые сто километров, вставлять воронку и подливать бензин из канистр. Но, несмотря на это, команда поддерживала весьма высокий темп.

26 октября в 15.10 по местному времени Райнер проехал мимо указателя “Ст. Океанская”. Он мог не знать, что означает это название в переводе на немецкий, зато уже мог видеть на горизонте Тихий океан. Оттуда до центра Владивостока – 20 минут неспешной езды. Ничто по сравнению с пройденным маршрутом.

КСТАТИ

Очередной автомарафон, затеянный Райнером Цитлоу, показывает преимущества использования природного газа. Пробег протяженностью 40.000 км на метане обойдется спонсорам и путешественнику на 20.000 евро дешевле, чем на бензине. Машина, использующая в качестве топлива природный газ, выделяет меньше углекислого газа. И, пожалуй, главное: опыт Цитлоу доказывает, что работающие на газе машины можно успешно эксплуатировать в сложных климатических и дорожных условиях. У автомарафона есть и гуманитарная цель. Часть денег спонсоров будет перечислена на счет детских домов во Владивостоке и Боготе.

 

За путешествием Р. Цитлоу можно следить в онлайне на сайте www.ecofuel-transamerica.com.

 

 

 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 4 3