В 1931 году появился первый автомобиль японской марки Datsun. С тех пор минуло 85 лет, и это прекрасный повод вспомнить, как развивался этот бренд в разных уголках планеты

Сами японцы утверждают, что история Datsun началась гораздо раньше, еще в начале ХХ столетия, и связана она с именем одного из пионеров японского автомобилестроения Масудзиро Хасимото – инженера и предпринимателя, открывшего в 1911 году в токийском квартале Азабу Хиру небольшое предприятие по выпуску автомобилей, называвшееся «Квайсин-ся Мотор Воркс».

Бизнесмену к тому времени исполнилось 37 лет, и он считался одним из самых образованных представителей деловых кругов своей страны, чему способствовали дипломы Токийского промышленного училища и Детройтского университета. Именно из Америки он и привез идею наладить на родине выпуск автомобилей.

Оправданный риск

Открытие автопроизводства в Японии начала прошлого века являлось огромным риском хотя бы потому, что страна еще не была готова к автомобилизации. Судите сами, ширина дорог на большей части ее территории не превышала 1–1,5 м, что явно недостаточно для проезда машин. Мостов, способных выдержать тяжесть даже легковушки, было мало. Это, кстати, объясняет то, что японцы еще долго предпочитали миниатюрные вуатюретки с двигателями небольшого объема. Но самое главное, население Страны восходящего солнца было просто не в состоянии покупать автомобили из-за их дороговизны.

Тем не менее господин Хасимото нашел людей, рискнувших деньгами, чтобы поддержать его идею. Ими оказались три предпринимателя – Киндзиро Дена, Рокуро Аояма и Мейтаро Такеучи. Вскоре появились и первые машины, поступившие в продажу под названием DAT. Такое название возникло не случайно, его составили первые буквы фамилий этих предпринимателей.

Шло время, автомобиль постепенно прокладывал себе дорогу, открывались другие компании, выпускавшие механические экипажи, развивалась конкуренция. Модели DAT оказались востребованными, и фирма, стараясь привлечь клиентов, постоянно совершенствовала свою продукцию: за два года появились две новые модели – «31» и «41».

Однако держаться на плаву было непросто, компаниям приходилось маневрировать, укрупняться за счет слияний с другими фирмами. В 1926 году «Квайсинся» объединилась с фирмой «Дзицуйо Дзидося Сейдзо Кася» из Осаки. Новая компания стала называться «ДАТ Дзидося Сейдзо», а производство из Токио переместилось в Осаку. Правда, поначалу там строились лишь грузовики, а с выпуском легковых машин пришлось повременить до 1931 года.

Чтобы подчеркнуть преемственность, первую легковую модель было решено назвать Datson, что по-английски означало «Сын ДАТа». Но на японском слово «сон» означало «гибель», «потеря», поэтому марку переименовали в Datsun, где вторая половина слова в переводе с английского означала «солнце», а Солнце являлось символом Японии. Так что название получилось благозвучным как для японского уха, так и для европейского.

Тем не менее финансовое состояние компании оставляло желать лучшего, и неизвестно, как бы дальше развивалась эта история, если бы Datsun не привлек к себе внимание известного предпринимателя Йошидзуке Аюкавы, который наряду с прочим решил всерьез заняться автостроением. Он высоко оценил технический потенциал моделей бренда и предложил владельцам фирмы финансовую помощь. В декабре 1933 года она перешла под эгиду Аюкавы, а в 1934-м на свет появилась Nissan Motor Company.

Однако марка Datsun не умерла, под ней продолжили выпуск пассажирских автомобилей. В апреле 1934 года началось производство модели Datsun 13, которая продавалась не только на внутреннем рынке, но и шла на экспорт. А год спустя открылся завод Nissan в Иокогаме, с конвейера которого каждый месяц сходило около 500 машин новой модели Datsun 14.

Но вскоре японцам стало не до автомобилей – началась война с Китаем. Затем страна вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии и потерпела сокрушительное поражение.

Заслуженный успех

Первый послевоенный Datsun появился в январе 1955 года. Это была модель «110». Дебют новинки состоялся на Токийском автосалоне, где она стала настоящей сенсацией. По тем временам это была в полном смысле современная машина. Добиться такого результата удалось за счет активного взаимодействия с компанией Austin, опыт которой после войны активно перенимали японские специалисты. Затем модели пошли одна за другой: «210», «1000», родстер S211, Datsun Bluebird 310.

В конце 1950-х годов компания Nissan, ставшая одним из лидеров японского автостроения, предпринимала серьезные усилия для выхода на самый престижный рынок мира – американский. Машины Datsun стали ее козырем. Первыми в США попали модели серии «210» с кузовами седан, универсал и пикап. Но в Соединенных Штатах их восприняли скептически. Издание Road & Track в мае 1960 года писало: «Автомобили Datsun выпускаются Nissan Motor Company, которая является одним из старейших автопроизводителей Японии… Ее основная продукция очень напоминает послевоенные английские модели, выглядит солидно, хотя и не привлекательно с точки зрения дизайна и динамических характеристик».

Однако с выходом на американский рынок Datsun Bluebird 310 тон публикаций начал меняться. Уже в начале следующего года тот же журнал был вынужден отдать должное новинке: «Внешний вид автомобиля, называемого теперь Datsun Bluebird, значительно улучшился. Он больше не является точной копией какой-то другой модели, а при выборе его окраски явно учитывались требования рынка США».

Спустя еще четыре года журнал Consumer Reports констатировал: «Нет никаких сомнений в том, какой автомобиль наиболее близок к американским моделям. Это Datsun, имеющий похожее расположение основных узлов, сравнительно невысокую шумность, хорошую плавность хода, полный набор дополнительного оборудования и такой уровень качества, от которого за многие машины американского производства просто стыдно. Это действительно хороший компактный легковой автомобиль для уважающих себя мужчин и женщин, в котором, учитывая его технические данные и дизайн, не стыдно показаться на людях».

В следующие пять лет в США, словно грибы после дождя, росли автосалоны и сервисные центры японской марки, количество ее дилеров с 1965 по 1969 год удвоилось, достигнув 640. А если прибавить к этому увеличенный срок гарантии, более чем привлекательные цены и высокое качество машин, становится понятным, почему американцы активно голосовали за Datsun своими кошельками. А вот в Европе успехи марки оказались куда более скромными. Хотя многие эксперты полагают, что причина этого состоит именно в сознательном повышенном внимании Nissan к американскому рынку.

Ребрендинг

Слава «сыновей DAT’а» распространялась по всему миру, и к концу 1970-х марка Datsun в умах автомобилистов ряда стран ассоциировалась с современными, надежными и практичными машинами, которые не подведут в любых условиях. Тем не менее в 1981 году руководство Nissan решило ввести единое обозначение для всех своих автомобилей, и эмблема Datsun исчезла с радиаторов машин. Процесс ребрендинга длился несколько лет и сопровождался специальной рекламной кампанией, цель которой состояла в том, чтобы убедить клиентов, что Nissan и Datsun – одно и то же. Переименование обошлось корпорации в 500 млн долларов.

А в марте 2012 года руководство Nissan приняло решение о возрождении бренда Datsun. Под ним решено было продавать автомобили на наиболее динамично развивающихся рынках – в Индии, Индонезии, ЮАР, России. И уже в следующем году в Индии был представлен первенец – Datsun Go, рассчитанный на молодежную аудиторию. Затем появилось еще несколько моделей, снискавших расположение покупателя.

Сегодня марка Datsun широко представлена и в нашей стране. На территории России работает около 60 ее дилеров, которые предлагают две модели легковых машин – седан on-DO и хэтчбек mi-DO. Готовится к выпуску и новая продукция.  

Эмблема Datsun

на протяжении истории не раз менялась. Наиболее известный вариант представляет собой красный круг, пересеченный голубым прямоугольником, внутри которого вписано название марки. При этом круг символизирует Солнце, считающееся в Японии, помимо прочего, олицетворением искренности, а прямоугольник – безоблачное небо, символ успеха.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 1