Как грамотно управлять внедорожником

ПРИЗНАТЬСЯ, на внедорожниках я ездил мало. Пару раз приходилось кататься по лесу на отечественном УАЗе, иногда с другом выбираемся за город на его “Гелендвагене”. Чаще всего встречаюсь с джипами в Москве, и встречи эти не всегда приятные. То какой-нибудь “Круизер” повиснет на заднем бампере моего “Renault”, моргая фарами и сгоняя меня с левого ряда. То на МКАДе напрягаюсь, видя перед собой трехтонный внедорожник, водитель которого решил поиграть в “шашки” и мечется из ряда в ряд.. По всей видимости, вопрос о безопасности таких маневров не волновал и не волнует водителей этих махин. И напрасно. В школе “Driving Art” первым делом демонстрируют, что водить внедорожник следует по-иному, нежели легковой автомобиль..

По дорогам с твердым покрытием

ПЕРВЫЙ день курса был посвящен управлению внедорожником на асфальте. Занятия проходили на просторном участке старого аэродрома. Для моего обучения приготовили большой пятидверный “Mitsubishi Pajero” с дизельным мотором и механической коробкой передач. Как и во всех специализированных автошколах, здесь первым делом учат оптимальной посадке и правильному вращению руля, но, так как я уже проходил курс вождения в этой школе на “Lancer”, инструктор предложил сразу начать с практики “рулежки” вокруг конусов. Полоборота вправо, легкий влево, снова полоборота вправо и до упора влево.. Один из конусов я едва не сбил.

Основная ошибка всех, кто попал в песок и начал застревать, это “газ в пол”.

Это упражнение помогает научиться правильно использовать полный привод и блокировки.

Недокрутил, прокомментировал инструктор. Рулевое управление внедорожников не такое “острое”, как на легковых машинах. “Баранку” приходится вращать больше.. На этом “Pajero” еще ничего. Вот на старом четыре оборота руля от упора до упора было.

Следующее упражнение торможение в пол с объездом препятствия. Разгон до 70 км/ч, тормоз, антиблокировочная система начинает “стучать” по педали, плавный поворот руля..

Громадный “Pajero”, на мое удивление, легко ушел от “столкновения”.

В этой модели полностью независимая подвеска, как на легковых “Mitsubishi”. Поэтому водителю нетрудно выходить из подобных ситу-аций. На джипах, в подвесках которых используются жесткие мосты, например на “Pajero Sport”, объезд препятствия с торможением потребует большего мастерства от водителя. Да и скорость в любом случае будет поменьше..

Мы сейчас на заднем приводе. А если включить постоянный полный?

Джип будет поворачивать чуть менее охотно. На асфальте, особенно сухом, и при быстрой езде предпочтительнее задний привод. А вот на мокрой дороге или скользкой лучше режим “4х4”. Но даже тогда на задние колеса будет подаваться больше энергии, чем на передние. В соотношении 67:33. Это сделано опять же ради хорошей поворачиваемости.

Наконец, мы добрались до скоростной “змейки”. Здесь можно разогнаться и полностью ощутить специфику управления тяжелым джипом. Какие у него минусы по сравнению с легковой моделью? Вопервых, высокий центр тяжести. Во-вторых, мягкая высокопрофильная резина. В-третьих, податливая длинноходная подвеска (она необходима на бездорожье). В итоге уверенно проходить “змейку”, не сшибая конусы, можно лишь на 60-70 км/ч. Легковой “Mit-subishi” спокойно выполняет это упражнение при 80-90.

Если джип сорвался в занос, здесь главное сработать на опережение. Надо успеть повернуть руль в сторону заноса и вовремя то есть чуть-чуть заранее начать вращать его в обратную сторону.. После занятий наши ученики начинают осознавать, что ездить на внедорожнике по городу надо спокойно, размеренно, без истерик.

По бездорожью

ВОДИТЬ автомобиль по бездорожью в школе “Driving Art” учат на территории Дмитровского полигона, куда мы и отправились на следующий день на двух “Pajero”: уже знакомом дизельном и бензиновом с “автоматом” для подстраховки.

Первым делом инструкторы учат вывешивать внедорожник (ситуации, когда одно из колес повисает в воздухе) и пользоваться трансмиссией “4х4”, а также блокировками дифференциалов на искусственных препятствиях. И опять же доводят все действия ученика до автоматизма, чтобы на настоящем бездорожье не сесть в лужу в прямом смысле.

Главное на бездорожье прогнозировать ситуацию, трезво ее оценивать.

Возможность закрепить полученные знания предоставляется сразу же на легком бездорожье отрабатываем навыки прохождения ям и ухабов.

В грязи надо держать ровный газ, двигаться медленно и размеренно. Не тормозить, продолжил объяснения инструктор. Главное на бездорожье прогнозировать ситуацию, трезво ее оценивать. Поэтому полезно порой выйти из машины и разглядеть препятствие более тщательно, прикинуть оптимальную траекторию.. Нет, сейчас не надо включать понижающую. Видишь, на той стороне брода камни? Значит, дно твердое. Достаточно просто полного привода.

Далее учимся забираться и спускаться с горы. Приемы отрабатываются на испытательных асфальтовых склонах Дмитровского полигона. “Mitsubishi” легко преодолевает 30и 40-процентные подъемы, где залог успеха кроется опять же в ровном газе. Тренировка спуска проходит в разных режимах трансмиссии.

С крутых склонов лучше спускаться на понижающей. Тогда можно медленно скатиться вниз на холостых оборотах, не трогая педалей. В обычном режиме трансмиссии потребуется четкая работа тормозом.

На крутых склонах желательно использовать понижающую.

Песок. Чувствую, что автомобиль начинает “закапываться”. Что делать?

Основная ошибка всех, кто попал в песок и начал застревать, это “газ в пол”. Но тогда ситуация, наоборот, усугубляется. Обороты можно чуть-чуть прибавить, но очень медленно. А лучше ехать на ровной тяге. Джип сам выедет, даже если кажется, что он вотвот застрянет, пояснил инструктор.

Заключительная часть обучения, можно сказать, экзамен, проходит по пересеченной местности. Склон с узким проездом между деревьями, брод, разбитая грунтовая колея, поле..

Сегодня повезло. Обошлось без упражнения “откопай себя сам”, усмехнулся инструктор, когда мы снова выбрались на асфальт.

Конечно, обучение в “Driving Art” не сделает из вас джипера, способного отправиться в трофирейд. Но базовые навыки грамотного использования внедорожника на пересеченной местности вы получите. А самое главное, поймете, насколько сложнее в управлении и опаснее джип на высоких скоростях, чем легковой автомобиль. Жаль, это не осознают владельцы больших внедорожников, которые любят играть в “шашки” на магистралях и проспектах.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9