Август Хорьх еще при жизни стал легендой немецкого автомобилестроения. Причем известен он не только как бизнесмен, основавший сразу две автомобильные марки – Horch и Audi, но и как выдающийся конструктор. В феврале исполняется 63 года со дня его кончины

Август Хорьх родился 12 октября 1868 г. в небольшом немецком городке Виннинген, что на реке Мозель. Его юность совпала с периодом промышленного роста, когда профессии, связанные с техникой, пользовались огромным уважением и хорошо оплачивались. Поэтому немудрено, что молодой человек решил заняться именно техникой. В 1887 г. он поступил в технический колледж саксонского городка Митвайда, в 1891 г. окончил его и получил диплом инженера.

Проработав несколько лет в различных компаниях, где занимался проектированием сельскохозяйственных машин, судов и мотоциклетных двигателей, молодой инженер в 1896 г. пришел в конструкторский отдел  автомобильного предприятия Карла Бенца. Дебютом Хорьха на этом поприще стала модель с 2-цилиндровым двигателем мощностью 5 л.с. Ее изюминкой был карданный привод на передние колеса – весьма нестандартное для того времени техническое решение. За ним последовал другой автомобиль, но более мощный – уже с 10-сильным мотором.

Проекты понравились руководству предприятия, и Август Хорьх начал восхождение по служебной лестнице: уже в следующем году он был назначен на должность директора завода в Мангейме. Казалось, головокружительная карьера на одном из лучших автомобильных предприятий мира обеспечена и ни о чем другом мечтать не стоит. Но так мог думать только тот, кто не знал Хорьха: ему уже становилось тесно в установленных фирмой рамках.

Свободное плавание

В 1899 г. 32-летний конструктор решился на смелый шаг: он оставил службу и отправился в самостоятельное плавание. В том же году в окрестностях Кельна, крупного промышленного центра, была зарегистрирована фирма Horch & Cо Motorwagenwerke A.G., которая через некоторое время переехала в Цвиккау.

У Хорьха появилась возможность наиболее полно реализовать свои таланты, и он ею воспользовался, стараясь оснастить завод по последнему слову техники. На предприятии широкое распространение получили такие новшества в конструкции автомобилей, как карданная передача, дифференциал современного типа и другие. Первый автомобиль Horch вышел из ворот завода в 1900 г.

Непреложным правилом для любого автопроизводителя начала ХХ века было: строишь автомобили – участвуй в гонках. Хорьх придерживался его неукоснительно. Машины, сконструированные им, принимали участие в самых престижных спортивных состязаниях, в том числе в знаменитых международных ралли на приз принца Генриха, проходивших под покровительством брата германского кайзера. Ведь призовые места, завоеванные в гонках, служили подтверждением совершенной конструкции и высокого качества сборки на заводе компании. Вскоре марка Horch стала известной по всей Европе. Фирма росла, а ее машины экспортировались во Францию, Италию и даже в Россию.

В 1907 г. компания выпустила автомобиль, оснащенный 6-цилиндровым двигателем объемом 7800 куб. см и мощностью 65 л.с. Хотя машина была весьма совершенной, ожидавшегося коммерческого успеха она не имела. И к концу года между Хорьхом и его компаньонами начались трения, которые вылились в откровенные разногласия. Кто был тому виной, уже не понять. Сам Хорьх винил алчных компаньонов, они же жаловались на коммерческие просчеты, неуживчивость и непростой характер конструктора.

В итоге в 1908 г. Август Хорьх был вынужден оставить основанную им фирму. Он ушел, уверенный в своей правоте, и уже в 1909 г., подыскав новых компаньонов среди друзей, основал автомобилестроительную компанию, которую тоже назвал своим именем. Так в Цвиккау появились две автомобильные фирмы под одной маркой. Но для небольшого городка это было явным перебором, да и бывшие компаньоны подали в суд. Они справедливо обращали внимание на то, что фамилия Хорьх уже не принадлежит человеку, который ее носит, а превратилась в “раскрученную” торговую марку. При этом деньги, вложенные в ее продвижение, принадлежали не самому Хорьху, а тем, кто вместе с ним основал первое предприятие.

Судьи сочли доводы противников Хорьха убедительными, и процесс конструктор проиграл. Пришлось смириться с мыслью о том, что его имя будут носить автомобили, которые выпускает конкурирующая компания. Однако безвыходных положений не бывает, и нашлось оригинальное решение. Конструктор решил использовать в качестве новой торговой марки латинский эквивалент немецкого слова horch, которое переводится как “слушай”. Так с 1910 г. его компания стала называться Audi.

Встав во главе новой фирмы, Хорьх еще раз сумел доказать свою состоятельность и как бизнесмена, и как конструктора. Продукция Audi отличалась техническим совершенством и неординарными решениями, характерными для основателя компании. Лишним свидетельством тому стали выигранные в 1911–1914 гг. на его автомобилях крупнейшие гонки. Это принесло первый успех новой марке и заставило покупателей внимательнее отнестись к продукции фирмы со странным латинским названием.

От войны до войны

Разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война не способствовала росту автопрома: часть предприятий перевели на выпуск оборонной продукции, другая выпускала машины для армии. Войну Германия проиграла. По условиям мирного договора страна не только теряла часть территории, но и лишалась львиной доли экономической мощи, поскольку на развитие немецкой тяжелой промышленности были наложены серьезные ограничения. Страны-победительницы искусственно сдерживали технический потенциал побежденных, пытаясь удержать немцев от реванша.

Понимая, что в послевоенные годы, ставшие для Германии годами разрухи и социальных потрясений, наладить серьезное производство автомобилей вряд ли удастся, Хорьх оставил предприятие и переехал в Берлин. Там он продолжал конструировать машины, а в промежутках занимался политикой, хотя и без особого успеха. Так продолжалось несколько лет. Тем временем страна оправлялась от последствий поражения. Налаживалась экономика, появилась даже возможность в обход Версальских соглашений объединять машиностроительные заводы в крупные концерны. Когда в 1932 г. четыре автомобильных и мотоциклетных предприятия – DKW, Horch, Audi и Wanderer – вошли в объединение Auto Union, конструктора вновь пригласили работать в Цвиккау.

Затем к власти в Германии пришли национал-социалисты, началась милитаризация экономики и подготовка к новой войне. При этом правительство уделяло огромное внимание престижу страны на международной арене, и добиваться этого старались всеми способами. В том числе – победами в автомобильных гонках. На конструирование гоночных машин денег не жалели, и Хорьх принимал в этом процессе активное участие.

В годы Второй мировой войны Auto Union занимался выпуском автомобилей, мотоциклов, двигателей и другой военной техники для вермахта. В 1942 г. Хорьх был назначен на должность заместителя председателя правления и работал в нем до окончания войны, пока объединение не расформировали. К тому времени он был уже очень пожилым, а спустя некоторое время, 3 февраля 1951 г., этот талантливый и неординарный человек скончался.

Однако, несмотря на то что концерн Auto Union канул в Лету, марка Audi сохранилась и дожила до нашего времени. Сегодня этот бренд принадлежит концерну Volkswagen и остается одним из самых крупных в мире производителей автомобилей премиального сегмента. 

Эмблема Audi представляет собой четыре соединенных последовательно кольца. Этот символ достался компании в наследство от Auto Union, где каждое кольцо символизировало одну из четырех марок, входивших в концерн.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 1