Макс Хоффман (1904–1981) — «крестный отец» сразу нескольких легендарных авто 1950-х, в том числе BMW 507
Макс Хоффман (1904–1981) — «крестный отец» сразу нескольких легендарных авто 1950-х, в том числе BMW 507
Широкой публике BMW 507 была впервые представлена на Франкфуртском автосалоне 1955 года
Широкой публике BMW 507 была впервые представлена на Франкфуртском автосалоне 1955 года
В основе BMW 507 — коробчатая стальная рама. Передняя независимая подвеска и задняя зависимая с тягой Панара — торсионные. Рулевое управление реечного типа. Тормоза барабанные
В основе BMW 507 — коробчатая стальная рама. Передняя независимая подвеска и задняя зависимая с тягой Панара — торсионные. Рулевое управление реечного типа. Тормоза барабанные
Алюминиевый верхнеклапанный V8 с парой двухкамерных карбюраторов Zenith 32NDIX обладал завораживающим «вокалом»
Алюминиевый верхнеклапанный V8 с парой двухкамерных карбюраторов Zenith 32NDIX обладал завораживающим «вокалом»
Если бы не слишком сильно смещенный к водителю рычаг МКП, салон BMW 507 мог бы считаться идеальным
Если бы не слишком сильно смещенный к водителю рычаг МКП, салон BMW 507 мог бы считаться идеальным
Ханс Штук в гонке за рулем BMW 507 с номером шасси 70079, которая позже станет машиной Элвиса Пресли
Ханс Штук в гонке за рулем BMW 507 с номером шасси 70079, которая позже станет машиной Элвиса Пресли
BMW 507 скрашивала тяготы и лишения армейской жизни танкиста — и по совместительству короля рок н ролла — Элвиса Пресли
BMW 507 скрашивала тяготы и лишения армейской жизни танкиста — и по совместительству короля рок н ролла — Элвиса Пресли
Джон Сертиз модифицировал подаренную ему BMW 507, установив дисковые тормоза по кругу. Британский чемпион явно не считал, что тормоза придумали трусы
Джон Сертиз модифицировал подаренную ему BMW 507, установив дисковые тормоза по кругу. Британский чемпион явно не считал, что тормоза придумали трусы
Благодаря длинному капоту, смещенному к «корме» салону и характерным задним крыльям BMW 507 в статике напоминала готовую к прыжку кошку
Благодаря длинному капоту, смещенному к «корме» салону и характерным задним крыльям BMW 507 в статике напоминала готовую к прыжку кошку
Раймонд Лоуи в пику своему протеже «графу» Альбрехту фон Герцу, спроектировал для BMW 507 уникальный кузов. Его абрис чем-то напоминал каноническую форму бутылки Coca-Cola
Раймонд Лоуи в пику своему протеже «графу» Альбрехту фон Герцу, спроектировал для BMW 507 уникальный кузов. Его абрис чем-то напоминал каноническую форму бутылки Coca-Cola
В 1998 м на свет появилась реинкарнация «507 й», BMW Z8. Альбрехт фон Герц так отозвался о новом родстере: «Доведись мне проектировать эту машину, я не смог бы сделать лучше»
В 1998 м на свет появилась реинкарнация «507 й», BMW Z8. Альбрехт фон Герц так отозвался о новом родстере: «Доведись мне проектировать эту машину, я не смог бы сделать лучше»

Короли авто- и мотогонок, бизнеса, рок н ролла, кино и просто коронованные особы — все они не устояли перед чарами «507 й». Но эта модель, которая признана одним из красивейших родстеров 1950 х, убила компанию BMW... Чтобы та возродилась в новом качестве

Были же времена! Сейчас невозможно и представить, чтобы дилер определял планы автомобильной компании вплоть до выбора дизайнера и установления ценовых ориентиров на новую модель с учетом требуемых объемов продаж. Но в случае с BMW 507 все обстояло именно так.

В роли всемогущего заказчика выступил Макс Хоффман, крупный нью-йоркский импортер авто престижных европейских марок. К середине 1950 х с легкой руки этого эмигрировавшего в США во время Второй мировой австрийца Mercedes-Benz выпустила свой знаменитый 300 SL «крыло чайки», а Alfa Romeo и Porsche — не менее культовые Giulietta Spider и 356 Speedster. Так что Хоффман знал, как продать руководству BMW идею родстера, который бы залатал брешь между спартанскими британскими спорткарами MG и Triumph и дорогим 300 SL.

В Мюнхене, похоже, и не думали сопротивляться этому напору. Напротив, BMW нуждалась в расширении линейки моделей под новый 3,2 литровый V8, и тем более захватывающей виделась перспектива выхода на платежеспособный рынок Штатов, переживавших свой «золотой век», в то время как Европа, которая еще только отходила от шока многолетней мясорубки, довольствовалась ультрабюджетными авто. Боясь спугнуть удачу, баварцы со всей серьезностью отнеслись к пожеланию Хоффмана использовать в конструкции родстера элементы представительских седанов 501/502 серии, что во многом определяло цену будущей модели. Ее дизайн, разработанный опытным Эрнстом Лоофом, также обещал быть эволюционным. Именно это и не устроило главного заказчика, который посчитал внешность модели малопривлекательной, что с учетом генов старомодных «Ангелов барокко» (прозвище BMW 501/502) вполне могло соответствовать действительности. Хоффман, не ограничившись критикой предложенного баварцами варианта, в ноябре 1954 го продавил на пост главного дизайнера проекта кандидатуру еще одного эмигранта из «тысячелетнего рейха».

В любой другой ситуации у Альбрехта фон Герца, не имевшего сколько-нибудь солидного портфолио, не было бы ни единого шанса заполучить эту должность. Потомок аристократического рода, лишь из-за формальностей не унаследовавший официального графского титула, он начинал свою карьеру в банковской сфере, а ее перезагрузку в США — с работы на автомойке и заводе по выпуску авиадвигателей. К началу Второй мировой фон Герц, который все же называл себя «графом», дорос до владельца мастерской, где занимался «переодеванием» серийных моделей компании Ford Motor. Видимо, небезуспешно. В 1939 году «графское» купе Paragon на шасси Mercury даже экспонировалось на Всемирной выставке в Нью-Йорке. А после пяти лет службы в армии США фон Герц, перегоняя Paragon, случайно познакомился со знаменитым промышленным дизайнером Раймондом Лоуи, который разглядел в нем настоящий талант и впоследствии пригласил на работу в студию компании Studebaker. В 1953 году фон Герц уже перешел на вольные хлеба и свел знакомство с Максом Хоффманом. Эта встреча оказалась судьбоносной для будущей BMW 507.

Модель, представленная Герцем летом 1955 го избранной публике в роскошном отеле Waldorf-Astoria в Нью-Йорке, где за два года до этого прошла презентация Chevrolet Corvette первой серии, не имела ничего общего с обликом одутловатых «Ангелов барокко» и сложившимся к тому моменту стилем BMW вообще. Начать с того, что фон Герц впервые придал радиаторной решетке обратный акулий наклон, а фирменные «ноздри» развернул горизонтально, да еще и растянул между фарами. Изящество линий кузова по сравнению с предвоенным родстером BMW 328 поднялось на новый уровень. «Речь идет не о роскоши. Перед нами пример аристократической породы, черты которой граничат со скромностью. Это идеальная «обертка» для великолепного восьмицилиндрового двигателя», — в отзыве, появившемся в автомобильной прессе, не было ни грамма преувеличения. Другой профессионал так описывал свои впечатления от «507 й «Сексуальная с кузовом в обтяжку и уверенная в себе». Весь мир у ног баварской красотки?

Не все так просто, скорее наоборот. После начала продаж под занавес 1956 года клиенты стали жаловаться на тесноту двухместного салона и запах бензина в нем, особенно при поднятом тенте или установленной опциональной жесткой крыше. Виновником признали сварной алюминиевый топливный бак, размещенный прямо за спинками сидений из-за огромного для компактной модели (длина 4380 мм) объема в 110 л. С технической точки зрения это не выглядело избыточным, ведь атмосферный V8 легко пожирал под 20 л бензина на 100 км. Однако покупатель всегда прав, и на машинах второй серии, которые вышли на рынок весной 1957 го, бак ужали до 66 л.

Переделка потребовала затрат. И это оказалось соломинкой, но не спасительной, а переламывающей хребет. Еще в процессе испытаний прототипов стало очевидным: драйверскому родстеру требуется и коробчатая рама жестче, чем у ровесников, более крупных купе и кабриолета BMW 503. Толщину металла пришлось увеличить с исходных 1,75 до 2,5 мм, что похоронило надежды на хотя бы частичную унификацию несущего элемента кузова. Это при том, что его наружные панели, как и хардтоп, вручную выколоченные из алюминия, становились «золотыми» в производстве. Об изготовлении дубликатов в случае кузовного ремонта и говорить нечего: используемая технология исключала соблюдение жестких стандартов. «507 х» с геометрически идентичными кузовами просто не существует! Производство V8 тоже обходилось дорого, как и двух версий (обычной и спортивной) 4 ступенчатой механики и трех вариантов главной пары трансмиссии.

В результате экономика проекта разлетелась в прах. Отпускная цена в 5000 долларов, изначально заложенная Максом Хоффманом, в реальности увеличилась вдвое даже без учета жесткой крыши (еще примерно 500 долларов). С поправкой на инфляцию это порядка 126?000 нынешних баксов. Слишком дорого, чтобы даже в богатых США рассчитывать на объем продаж в 5000 машин в год. О конкуренции с Chevrolet Corvette C1, версии которого с куда более мощными 4,3  и 4,6 литровыми V8 стоили втрое дешевле, пришлось забыть. Но BMW не сдалась без боя. Спрос на новый родстер решили подогреть испытанным способом — с помощью спортивных побед. Ставку сделали на популярные тогда состязания по подъему на холм, поскольку «507 я» отлично рулилась, а на серпантинах ограничение мощности в 150 л.с. для достаточно легкой модели не было критичным. Что и доказал Ханс Штук, экс-гонщик легендарной команды Auto Union «Серебряные стрелы». За рулем белой «507 й» с номером шасси 70079 Bergkönig («Король Гор», такого почетного прозвища удостоился Штук после окончания Второй мировой) выиграл несколько гонок по подъему на холм в Австрии, Западной Германии и Швейцарии. Но чуда не случилось. 15 миллионов западногерманских марок — такие огромные убытки принесла «507 я» BMW в одном лишь 1959 м, и 9 декабря этого года акционеры компании на экстренном собрании поставили крест на разорительном проекте. Жесткое решение со временем превратит каждую из примерно 250 (данные разнятся) выпущенных «507 х» в настоящее сокровище. Некоторые экземпляры уж точно.

Сегодня на аукционах цены на BMW 507 (сохранилось 4/5 общего тиража) стартуют, как правило, с 2 млн долларов. Это без повышающего коэффициента, который зависит от личности владельца. А в их числе были, в частности, последний король Греции Константин II, князь Монако Ренье III, звезды кино Ален Делон, Джон Дерек, Фред Астер, многолетний босс «Формулы-1» Берни Экклстоун, итальянский промышленник граф Доменико Агуста. Последний в 1957 году подарил баварский родстер британцу Джону Сертизу, который четыре из семи своих титулов чемпиона мира по мотогонкам завоевал на мотоциклах MV Agusta с пятисоткубовыми двигателями. Сертиз, остающийся единственным гонщиком, который выигрывал первенства в мото Гран-при и «Формуле-1», не расставался с «баваркой» до своей смерти в 2017 году, после чего машину продали на аукционе Bonhams за рекордные для «507 х» 3?809?500 фунтов стерлингов (эквивалент 5 млн долларов). Но и это не предел.

Один экземпляр родстера оценивается почти в 17 млн долларов, что делает его самым дорогим в истории BMW. Речь о той самой белой «507 й», на которой свои победы одерживал Ханс Штук. Затем машина побывала в пресс-парке BMW, снялась в немецкой музыкальной комедии Hula-Hopp, Conny, чтобы после переборки двигателя и замены коробки стать собственностью американского танкиста, проходившего срочную службу в ФРГ. Танкиста звали Элвис Пресли. Вплоть до дембеля в 1960 м король рок н ролла раскатывал на этой «507 й» между съемным домом в Бад-Наугейме и базой 3 й бронетанковой дивизии США во Фридберге. Вот только машину пришлось перекрасить в цвет Porsche Red: Элвиса, закрутившего роман со своей будущей женой, достали поклонницы, которые регулярно испещряли белый кузов номерами своих телефонов и признаниями в любви, используя для этого губную помаду. «Королевская» «507 я» в начале 1960 х оказалась в Штатах, где после модификации выступала в состязаниях по драг-рейсингу, после чего следы машины затерялись на несколько десятилетий. По счастью, реликвию идентифицировали, полностью отреставрировали, вернув оригинальный цвет Feather White, и сейчас она выставлена в музее BMW в Мюнхене. Не окажется ли когда-нибудь по соседству другая белая «507 я», подаренная Элвисом в 1963 году актрисе Урсуле Андресс, партнерше по кинокомедии «Веселье в Акапулько»? К этому моменту пошли на лад дела и у компании BMW, которая после коммерческого краха «507 й» чуть не оказалась поглощена Mercedes-Benz. Финансовые вливания новых владельцев, семьи Квандт, позволили запустить в серию успешные седаны линейки Neue Klasse, от которых напрямую ведут свою родословную все последующие модели баварской марки. Кстати, «отец» у «507 й» и Neue Klasse один — главный инженер BMW Фриц Фидлер...

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 3 1 9