Мы отправились в окрестности Будапешта, чтобы разобраться в деталях переселения компактного “японца”. Среднестатистический покупатель иномарок в России – жертва стереотипов. Он убежден, что автомобиль немецкой сборки не чета той же модели, выпущенной в Бельгии, Франции или Италии, что японская машина, собранная в Англии, уже как бы и не совсем японская и что русские руки не в силах произвести столь же качественный товар, как, скажем, корейские. Наш визит в Венгрию на завод Magyar Suzuki Corporation преследовал ряд целей, и одна из них – помочь изжить подобные предубеждения. Для этого мы ознакомились с производственным процессом на японском предприятии в городе Эстергом и опробовали в деле SX-4 местной сборки. Смысл нашей вылазки был самый что ни на есть прямой. В настоящий момент на российском рынке представлены SX-4 производства и Венгрии, и Японии, но с августа этот компактный кроссовер, включая передне- и полноприводные версии SX-4 GLX с АКП, будет поставляться к нам исключительно с венгерского завода Suzuki.

Блага Эстергома

Разумеется, дело не ограничится лишь сменой “паспорта”. “Венгры” будут отличаться от японских модификаций передним бампером и задними фонарями, расположением внешней антенны у передней кромки крыши, а также салоном с комбинированной (двухцветной) отделкой. Но гораздо принципиальнее, что полноприводные версии венгерских SX-4 получат увеличенный на 15 мм дорожный просвет. Кузов таких “венгров” поднят до 190 мм, что увеличивает внедорожный потенциал модели. Согласитесь, благодаря “взрослому” клиренсу полноприводной SX-4 получит на загородных дорогах ощутимое преимущество перед конкурентами – например, перед ближайшим соперником Nissan Juke или непрямым оппонентом Skoda Yeti. Suzuki SX-4 из Венгрии получат также иные настройки шасси и зауженную на 5 мм (с 1500 до 1495 мм) переднюю колею. Разумеется, венгерские машины адаптируют для российского рынка. В том числе кроссоверы получат адаптацию к холодному пуску и защитное покрытие радиаторов для исключения последствий контакта с едкими реагентами, которые так любят муниципальные службы двух российских столиц.

Еще одно благо машин с венгерской пропиской – наличие в линейке версии с навигацией. Речь идет о спецверсии SX-4 1.6 GLX NAV, продажи которой начинаются в Москве и Петербурге. Буквы “NAV” в названии указывают на наличие навигационной системы Bosch (с картами Москвы, Санкт-Петербурга и их окрестностей) и впервые предлагаемого на Suzuki SX-4 интеллектуального мультимедийного центра HMI (Human Machine Interface) с CD-ресивером с функцией MP3, WMA, поддержкой iPod, iPhone, USB Audio, SD-card и Bluetooth. Свежую комплектацию можно отличить по обновленному экстерьеру с 16-дюймовыми легкосплавными колесными дисками нового дизайна, а также наружным зеркалам заднего вида с вписанными в них указателями поворота.

Made in Hungary

Какой-то час езды от центра Будапешта, и мы оказываемся в вотчине Suzuki – местечке Эстергом. Заводские цеха окружены здесь многочисленными парковками, причем 90% машин, принадлежащих сотрудникам, разумеется, Suzuki. Львиная доля сошла с местного конвейера, но некоторые, такие как внедорожник XL-7, доставлены из-за океана. В этом году заводу исполняется 20 лет, и мы почему-то не сильно удивляемся, обнаружив за заводской проходной рудименты эпохи социализма. Например, заводская столовая скомпонована по до боли знакомому советскому шаблону – гигантский прямоугольник зала для приема пищи, витрины, где представлены блюда из меню, рельсы поручней для прокатывания подносов.

После краткого, но обязательного инструктажа мы облачаемся в защитную одежду и направляемся в сварочный цех. Пытаемся усмотреть приметы ушедшей эпохи и здесь, но обнаруживаем лишь тотальную чистоту, современное оборудование и японскую организованность производственного процесса. Умные роботы сваривают воедино разнокалиберные элементы кузова. К слову, на заводе работает 700 роботов, из них 495 используется в процессе сварки. Где-то в глубинах цеха осуществляется оперативный контроль прочности точек сварки. Группа рабочих простукивает места сочленений небольшими молоточками. Под этот мерный стук переходим в сборочный цех, и нам сразу бросается в глаза разница в уровне роботизации. Роботов на сборочных линиях куда меньше, но темп производства кажется довольно быстрым. Рабочие цеха навешивают на кузова двери, собирают элементы тормозной системы, организуют “свадьбу” кузова и шасси и устанавливают в подкапотное пространство двигатели – бензиновые, японского производства, и дизельные, выпускаемые Fiat. К слову, с конвейера завода в Эстергоме сходят и близнецы SX-4 – Fiat Sedici, но это штучный товар, ориентированный на страны Западной Европы. В общей сложности в Эстергоме производится порядка 800 машин в день.

Разговорившись с представителями завода, мы узнаем интересные подробности. “Венгерские руки”, собирающие малолитражки на заводе в Эстергоме, на поверку оказываются не совсем венгерскими. Например, около 35% сотрудников завода (всего их 3900 человек) – словаки. Однако мы удивляемся столь высокой доле словацких рабочих недолго. Стоило нам сесть за руль тестовых SX-4, отъехать от территории завода, пересечь Дунай по симпатичному зеленому мосту, и мы оказались в сопредельной Словакии. Понятно, почему жители этой страны рвутся на эстергомский завод. Отчасти это происходит из-за более высокого уровня безработицы в Словакии, отчасти из-за привлекательных условий труда по другую сторону Дуная. Зарплата сотрудников венгерского завода оказывается чуть выше, чем у работников предприятий в той же местности. Имеются привлекательные социальные льготы. Да и японская сторона активно стимулирует трудящихся. Так, Suzuki опекает местный детский сад, сотрудничая с муниципальными властями.

Будапешт – Эстергом – Будапешт

Мы начали знакомиться с SX-4 венгерской сборки еще по дороге из Будапешта в Эстергом и выбрали для чистоты эксперимента моноприводную модель, зарезервированную для венгерского рынка. Клиренс в нашем случае вполне городской – 175 мм. Под капотом урчит 1,5-литровый бензиновый мотор, который не будет доступен на машинах для России. Для нашего рынка предназначены 1,6-литровые двигатели, отвечающие стандартам Euro 4. Трансмиссия – 5-ступенчатая “механика” – впечатлила по-немецки четкими переключениями, но не порадовала длинными ходами рычага. Шасси имеет в венгерском исполнении чуть более жесткие настройки.

Подвеска немного плотнее, чем у “японцев”, но плавность хода при этом не страдает. Моноприводной SX-4 не тушуется перед изъянами дорожного полотна, не досаждает тряской и шумом. Полуторалитровому двигателю “венгра” милы повышенные обороты, как и его 1,6-литровому собрату. До 3600 об/мин такой SX-4 ускоряется откровенно вяло, однако стоит стрелке тахометра преодолеть вышеуказанный рубеж, и компактный кроссовер превращается в спорткар. Под стать высокооборотному мотору и цепкие тормоза, и внятный руль лишь с мизерным дефицитом информации в околонулевой зоне. Словом, моноприводной SX-4 провоцирует к лихачеству, но может быть и смирным, если задиристый мотор не “крутить”.

После посещения завода в Эстергоме пересаживаемся на более интересную для российских покупателей машину – полноприводной кроссовер с 1,6-литровым 112-сильным мотором, 5-ступенчатой МКП и внедорожным клиренсом. Вопреки ожиданиям не отмечаем ни валкости машины в крутых и быстрых поворотах, ни ущерба плавности хода, который мог бы стать логичным следствием перенастройки пружин и амортизаторов на более жесткий лад. Крены присутствуют, но они крайне незначительны. Курсовая устойчивость и вовсе улучшилась. Полноприводная модификация увереннее стабилизируется при резких перестроениях и, разумеется, куда настырнее на грунтовке.

Иными словами, венгерская прописка для SX-4 безусловное благо. Остается посетовать лишь на то, что цены после “переезда” не скорректированы в сторону понижения. Самый дешевый моноприводной кроссовер с 1,6-литровым мотором и МКП обойдется нашим соотечественникам в 619 000 рублей. За полноприводную модификацию с тем же двигателем и АКП придется отдать как минимум 719 000 рублей. И все же эта цена не кажется завышенной с учетом более современной внешности японского компакта и его продуманной адаптации к российским реалиям. Конкурентным преимуществом SX-4 остаются также его исключительные позиции в нише полноприводных компактов. До недавнего времени “японец” был очевидным монополистом в сегменте. Но конкуренты уже начали наступать на пятки. Кроме Nissan Juke вызов Suzuki готов бросить грядущий Renault Duster. Не исключено, что российский дебют “француза” поспособствует снижению цен на компактный бестселлер Suzuki.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4