В сентябре 1912 г. в Санкт-Петербурге стартовал самый масштабный на тот момент испытательный пробег европейских грузовиков: 52 машины, среди которых было два армейских бортовых грузовика Renault серии “С”, проследовали по маршруту Санкт-Петербург – Новгород – Тверь – Москва – Брянск – Орел – Тула – Серпухов – Санкт-Петербург. Путь длиной 2300 км удалось преодолеть далеко не всем участникам, но два автомобиля c надписью “Renault” на брезентовых тентах финишировали на Марсовом поле, опередив большинство конкурентов. В итоге по результатам пробега российское военное ведомство сделало заказ на 3000 грузовиков Renault для армии Российской империи.

С этого решения, по сути, начинается история векового присутствия грузовиков Renault на российских дорогах. Крупицы этой истории собраны воедино в книге Леонида Круглова и Любови Ильиной, совсем недавно вышедшей в свет и содержащей множество весьма интересных фактов. Например, не всякий знает, что французские грузовички прошли фронты Первой мировой войны, участвовали в октябрьских событиях 1917 г. и что французские танки FT17 стали прародителями советских танков.

Много позже, в конце 60-х, когда началось строительство КАМАЗа, компания Renault разработала для камского автогиганта проект завода двигателей. А вот и совсем современная история: в 2009 г. в Москве появился филиал Renault Trucks – ООО “Рено Тракс Восток”, отвечающее за продажи автомобилей марки в России, Белоруссии, Казахстане и странах Средней Азии. В том же году в Калуге был запущен автозавод, занимающийся выпуском грузовиков под двумя брендами – Volvo и Renault.

Французско-шведский островок

Таким образом, в этом году компания Renault празднует круглую дату – 100 лет с момента появления французских грузовиков на российских дорогах. К юбилею приурочили пробег, который Renault Trucks организовала совместно со своим партнером – компанией Kogel. Как и 100 лет назад, старт мероприятию был дан на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Маршрут прошел через Москву, Тулу, Орел и Брянск и завершился в Калуге. Мы отправились в этот город на Оке, чтобы чествовать участников завершившегося пробега – сотрудников Renault Trucks Михаила Шейна, Андрея Амирова и Анатолия Александрова, а заодно посетить Калужский завод и пообщаться с руководителями “Рено Тракс Восток”.

Преодолев проходную калужского предприятия, чувствуешь себя странником на перепутье: налево пойдешь – на заводскую территорию Renault попадешь, направо пойдешь – окажешься в цехах шведского производителя. Поворачиваем налево – и мы в сборочном цехе французской части предприятия. Здесь царят чистота и порядок. Около сотни операторов-сборщиков неторопливо укрепляют на массивных рамах различные узлы и агрегаты. Последние доставляются с гигантского заводского склада – общего для компаний Renault и Volvo.

По словам директора по маркетингу Renault Trucks Алексея Шарапанюка, калужское производство Renault сегодня находится на подъеме. Предприятие загружено примерно на треть своей проектной мощности в 5000 машин. При этом, как отмечает глава “Рено Тракс Восток” Венсан Моршан, уже в 2013 г. планируется выйти на половину проектной мощности, а примерно через четыре года – на полную мощность. Сейчас в Калуге выпускается три модели Renault: тягачи Rеnault Premium с колесной формулой 4х2 и Renault Premium Lander 6х4, а также шасси Renault Kerax. На базе последнего изготавливаются самосвалы, бетоносмесители, краны и прочая строительная техника.

Разумеется, все машины адаптированы для нашего климата и наших дорог. Как рассказал Андрей Ширшов, менеджер, ответственный за набор персонала, операторы-сборщики проходят обучение на корпоративных тренингах, перенимая опыт у французских коллег прямо на заводских площадях – специализированного учебного заведения для подготовки сотрудников в Калуге нет. Как бы то ни было, видно, что операторы-сборщики хорошо знают свое дело, работают слаженно и ответственно. И это неудивительно – свою роль здесь играет и финансовый стимул. Как намекнул Алексей Шарапанюк, уровень зарплат на калужском предприятии не намного ниже такового на европейских заводах Renault Trucks, а там средняя зарплата оператора-сборщика составляет порядка 1200 евро.

Производственная кухня

Каков алгоритм калужского производства? На первый взгляд это классическая схема SKD, то есть “отверточный” метод, сборка автомобилей из привозных крупных узлов и деталей. Однако Алексей Шарапанюк поправляет: не SKD, а CBU – технология полноценной сборки на базе номенклатурных номеров. Суть схемы состоит в том, что на заводской склад поступает полуфабрикат – большой ассортимент узлов и агрегатов от разных поставщиков. Из них, как из деталей конструктора, собираются нужные элементы грузовиков как Renault, так и Volvo.

Однако в скором времени такая схема будет модифицирована. В надежде получить налоговые послабления французская часть предприятия начала усиливать локализацию производства. Как я выяснил у представителей завода, здесь готовятся ввести в эксплуатацию новый цех сварки и окраски кабин. С этой целью Renault инвестирует в калужское производство дополнительно 90 млн евро. И, стало быть, можно говорить о переходе на новый, более высокий уровень локальной интеграции.

Радует и то, что в Калуге будут созданы дополнительные рабочие места для российских сварщиков, маляров и операторов-сборщиков. Словом, в книгу Леонида Круглова и Любови Ильиной, рассказывающей о 100-летней истории присутствия Renault Trucks в России, впору добавлять новые главы. 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 3 4 3