Nissan АикаваNissan

Считается, что марка Nissan родилась в 1934 г., хотя ее история началась гораздо раньше. В 1912 г. в Токио работала небольшая автомобилестроительная фирма “Квайсинся Мотор Кар”, где трудились три молодых честолюбивых специалиста – Кэндзиро Дэн, Рокуро Аояма и Акетаро Такеути. В 1914 г. они сконструировали удачную модель автомобиля, которую по первым буквам своих фамилий назвали DAT. Машинки оказались популярны и выпускались два года, причем появились и две новые модели – “31” и “41”. В 1916 г. “Квайсинся” слилась с фирмой “Лила” и производство из Токио переместилось в Осаку. Правда, поначалу там строились лишь грузовики, а выпуск легковушек возобновили в 1931 г. (фирма уже называлась “ДAT Дзидося Сейдзо”).

Первую легковую модель было решено назвать Datson, что по-английски означало “сын ДАТа”. Но с японского слово son переводилось как “гибель”, и марку переименовали в Datsun, где вторая половина в переводе с английского означала “солнце”. Это наводило на мысль о Японии – Стране восходящего солнца. Однако финансовое состояние компании оставляло желать лучшего, и неизвестно, что бы с ней было, если бы не предприниматель Йосисукэ Аикава.

Отец-основатель

Аикава стал фактическим основателем Nissan Motor Company. В 1904 г. он окончил Токийский Императорский университет, затем изучал американские принципы менеджмента и производства. В 1910 г. основал “Тобата Имоно Компани” – крупнейшее в стране предприятие черной металлургии. Вскоре предприниматель заключил ряд сделок с General Motors, Ford Motor, Austin и Morris, поставлявших в Японию легковые авто. А убедившись в возможности их сбыта на японском рынке, в начале 30-х годов решил сам строить машины. Проанализировав ситуацию, он понял, что наибольшие шансы на успех имел Datsun, выпускавшийся фирмой “ДAT Дзидося Сейдзо”. Бизнесмен встретился с его творцами и предложил финансовую помощь. В декабре 1933 г. фирмы слились, а следом была зарегистрирована и новая компания – Nissan Motor Company.

Наладив выпуск малолитражек Datsun, Аикава рассчитывал, что Nissan станет одним из поставщиков автомобилей для японской армии. Для развития производства в США приобрели современное оборудование, и в 1937 г. начался выпуск более мощных автомобилей. Двумя годами позже Аикава попытался укрупнить бизнес: Nissan планировалось объединить с японским филиалом General Motors, однако военное министерство не дало согласия на сделку. Взамен предложили строить заводы на территории зависимого от Японии государства Манчжоу-го, располагавшегося в Китае. Их возвели и стали производить армейские автомобили и другое военное оборудование.

В этот период Nissan и ее основной конкурент компания Toyota владели примерно 80% японского автомобильного рынка, причем первое место оставалось за Nissan (в основном делали грузовики и автобусы). В 1941 г. компания произвела 19,7 тыс. автомобилей, тогда как Toyota выпустила 14,6 тыс. машин. При этом обе фирмы выпускали много традиционных для Японии легких трехколесных машин и мотоциклов.

Вскоре выяснилось, что японское военное командование переоценило количество необходимых для армии автомобилей: во время войны на материке использовалось не более 20 тыс. грузовиков, еще меньше (около 3 тыс. машин) требовалось на островном театре военных действий. Из-за этого к 1943 г. Nissan пришлось значительную часть производства переориентировать на выпуск тракторов, бульдозеров и экскаваторов. Но после массовых бомбардировок Японии американцами большая часть заводов Nissan оказалась разрушенной.

Второе рождение

В сентябре 1945 г. главнокомандующий американскими войсками в оккупированной Японии генерал Дуглас Макартур разрешил японцам выпускать на сохранившихся мощностях необходимые для восстановления хозяйства грузовики. Правда, общий объем производства не должен был превышать 1500 машин в месяц. Это решение вдохнуло вторую жизнь в японские автомобильные компании. В 1946 г. руководители Nissan и Toyota обратились к Макартуру с просьбой о выпуске легковых машин, и летом следующего года такое разрешение было получено.

Ограничения на автопроизводство были сняты только в 1949 г., и c этого момента Nissan начала набирать обороты. Помогла и начавшаяся война в Корее – армии США были нужны автомобили, поэтому Nissan получила заказы на выпуск машин. И хотя объем поставок был небольшим, это стимулировало дальнейший рост автомобильного производства в стране. В 1951 г. японцы поставили американцам около 17 тыс. грузовиков, значительная доля которых была построена на заводах Nissan

Потребность же в автомобилях внутри страны оставалась низкой, что заставило искать пути для выхода на внешние рынки. За рубеж начали отправлять как грузовики с пикапами, так и легковые модели. Всего за десять лет (1950–1960 гг.) объем выпуска легковых автомобилей на заводах Nissan вырос с 0,9 тыс. до 55 тыс. единиц – более чем в 55 раз!

Всего же в 1960 г. Япония произвела 128 тыс. легковых автомобилей. В следующем году страна вышла на седьмое место в мире по выпуску легковых машин, а Nissan заняла первое место среди японских производителей, экспортировавших свою продукцию на рынок США. Особым успехом у американцев пользовались Datsun. Причину их популярности определил американский журнал Consumer Reports в августовском номере за 1965 г. Он писал: “Нет никакого сомнения в том, какой автомобиль наиболее близок к американским моделям, – это Datsun, имеющий похожее расположение основных узлов, сравнительно невысокую шумность, хорошую плавность хода, полный набор дополнительного оборудования и такой уровень качества, от которого за многие машины американского производства просто стыдно”.

Окно в Европу

В 1962 г. Nissan начала экспорт автомобилей в Европу. Сначала они поставлялись прямо из Японии, а в 1978 г. была создана дочерняя фирма Nissan Trading, с помощью которой удалось значительно расширить диапазон торговых операций. Более того, в начале 80-х появился собственный завод фирмы в Испании, а затем в Великобритании и других странах. В 1989 г. в Амстердаме начало действовать отделение фирмы под названием Nissan Europe, координировавшее действия всех европейских предприятий бренда, включая научно-исследовательские и сервисные центры.

К началу 90-х годов Nissan занимала четвертое место в мире по выпуску автомобилей, объем производства которых в 1990 г. достиг 3 063 186 единиц. Уже в то время компания имела 36 заводов в 22 странах, а ее 10 388 дилеров работали по всему земному шару. Тогда же появились первые партнеры и в нашей стране. Позднее, в январе 2004 г., в Москве была создана дочерняя компания-импортер, и вскоре Россия стала для Nissan одним из приоритетных рынков. В 2009 г. компания построила завод под Санкт-Петербургом, который уже через два года произвел 43 тыс. легковых машин. 

Nissan Motor Сompany появилась на свет в результате слияния целого ряда фирм и унаследовала имя одной из своих предшественниц – Nihon Sangyo, что в переводе значит “Промышленная компания Страны восходящего солнца”, которую на бирже для краткости называли “Ни-Сан”. Как часто бывает в Японии, за основу эмблемы взяли красный круг, символизирующий солнце. Его пересекал синий горизонтальный прямоугольник (символ неба) с названием марки. Эмблема трактуется как “искренность, приносящая успех”. И хотя время от времени дизайнерам приходится приводить логотип в соответствие с эстетическими требованиями времени, основные его элементы – круг и шильдик – остаются неизменными уже несколько десятилетий.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 0