Полицейская академия

Курс выживания

В ТИХОМ гётеборгском пригороде Торсланда, где буквально на каждом предмете, вплоть до мусорных бачков, стоит логотип “Volvo”, это был далеко не последний взрыв. В течение следующего часа прозвучало не менее пяти характерных хлопков.

На сей раз нам показывали, что происходит с машиной, если на скорости взрывается шина. На рослый внедорожник “Volvo XC90” вместо одного из задних колес ставили другое, заранее подготовленное с небольшой дозой пластиковой взрывчатки и бикфордовым шнуром.

Задача такая, невозмутимо объяснил главный инструктор школы Томас Бломквист. Я поджигаю шнур, и вы выезжаете на маршрут. Повороты “змейки” проходите в обычном режиме 70-80 км/ч. Примерно через 20 секунд шина лопнет. Не бойтесь, управляемость машины кардинально не изменится, это заблуждение. Мы специально выбрали для этого упражнения высокий “XC90”, на нем лучше всего заметно, как меняется характер автомобиля при лопнувшем колесе.

Между прочим, заминированные колеса мы устанавливали самостоятельно. А затем обреченно выезжали на трассу, готовые к хорошей встряске от взрыва. Но ничего страшного. Просто ближе к концу “змейки” за бортом что-то хлопнуло, машину слегка повело в сторону, и я без проблем завершил маршрут, гремя по асфальту ободом. Вот если бы лопнуло переднее колесо, то последствия, конечно, были бы, скажем так, интереснее. В этом случае траектория движения меняется быстрее и резче.. Но Томас категорически отказался повторять эксперимент с передней шиной. Дескать, различий в поведении машины почти не будет, а задние колеса, мол, прокалываются гораздо чаще. Но я думаю, все объясняется понятным нежеланием вольвовцев увеличивать риск, делая опыт более опасным..

Тротиловый эквивалент

Пересев с обычной легковушки на большой “Volvo XC90”, ты сразу осознаешь, насколько сложнее управлять рослым внедорожником в критической ситуации.

ВПРОЧЕМ, обычные ученики академии водительского мастерства “Volvo” вообще не знают о том, что существует упражнение со взрывом шины. Оно входит в программу обучения специальных клиентов полицейских, водителейтелохранителей..

Кстати, именно шведская полиция и стала инициатором создания этой школы. Еще с конца 80-х годов скандинавские блюстители порядка начали осваивать тонкости управления автомобилем с помощью экспертов “Volvo”. А теперь, наоборот: большинство инструкторов в академии вождения отставные полицейские, передающие свой опыт как коллегам-новичкам, так и обычным покупателям шведских машин.

Парковке с максимальным приближением к препятствию, развитию чувства габаритов в академии “Volvo” уделяется самое пристальное внимание.

Учат, например, ездить задним ходом, парковаться, ориентируясь только по зеркалам, останавливаться с исключительной точностью, когда бампер и ограничительный столбик разделяют менее 10 см..

По статистике, в Швеции 80% страховых случаев это мелкие повреждения автомобилей при парковке, рассказывает Томас. Поэтому мы довольно много времени уделяем правильному маневрированию в стесненных условиях. Опять-таки изначально эти упражнения разрабатывались для полицейских. Ведь в их работе довольно часто случаются эпизоды, когда надо быстро развернуть машину на пятачке.

Водители со стажем, наверное, удивятся: а что тут особенного? При некотором опыте даже “змейка” с объездом конусов задним ходом дается довольно легко. Не говоря уже о банальном заезде в гараж или парковке параллельно тротуару между двух других машин.. Но это легко для нас, людей опытных. А для новичков шведская система обучения отнюдь не лишняя. Инструкторы “Volvo” раскладывают процесс парковки или разворота на несколько этапов, досконально объясняя мельчайшие нюансы каждого из них. Вроде того, например, что, желая четко вписаться в “окно” между другими автомобилями, надо, подавая машину назад под углом, выворачивать колеса лишь тогда, когда в левом боковом зеркале покажется правая фара стоящей сзади машины..

Большое преимущество школы “Volvo” перед другими подобными курсами состоит еще в том, что для учебы тебе предоставляется практически весь модельный ряд фирмы. Это благо и для обучающихся, и для самой компании. Ученик не зацикливается на одной модели и начинает понимать отличия в поведении автомобилей различных классов. А для фирмы это своеобразный тест-драйв, прекрасная возможность в деле показать потенциальным клиентам свежие модели “Volvo”.

Снова в школу

При отработке парковки голову назад поворачивать нельзя инструкторы требуют пользоваться исключительно зеркалами.

Бикфордов шнур, пластиковая взрывчатка с их помощью производится упражнение с лопнувшей на ходу шиной.

БЕЗОПАСНОСТЬ водителя и пассажиров конек шведской фирмы. Причем это понятие трактуется самым широким образом. Нам показали даже учебный фильм о том, как надо размещать и закреплять багаж в автомобиле и что может произойти, если делаешь это неправильно..

Тренинг по зимнему вождению основной профиль академии “Volvo”. Для северной страны это наиболее актуально. На эти курсы прилетают люди и из дюжины других государств. Где еще, как не в Скандинавии, можно получить великолепный курс езды по льду?

Однако и летняя практика, как мы убедились, помогает получить немало полезных навыков. В основном она развивает реакцию на внезапное изменение дорожной ситуации, когда от водителя требуется использовать возможности автомобиля, что называется, на все сто.

Причем одно и то же упражнение повторяется сначала с отключенной противозаносной системой, а затем с активированной. Это помогает лучше почувствовать, как электроника облегчает стабилизацию машины. Но даже напичканный автоматикой автомобиль не способен заменить реакцию и глазомер водителя. Их тренировка одна из основных задач в школе “Volvo”.

Вроде бы несложная задача остановить машину с определенной скорости в заранее намеченном квадрате, нажимая педаль тормоза до срабатывания антиблокировочной системы. Но, оказывается, не так-то это просто. Пока скорость невелика, ты излишне перестраховываешься, и автомобиль останавливается задолго до назначенного места. А едешь быстрее перелетаешь условную стоплинию. Во избежание таких казусов надо постоянно тренировать глазомер, рассчитывая требуемый тормозной путь.

При резком торможении с объездом препятствия важно выбрать верное направление. Элемент неожиданности вносит инструктор, постоянно изменяя расстановку конусов.

Еще один пример. Задание: висеть “на хвосте” у идущего в соседнем ряду автомобиля и, едва он начинает экстренно тормозить, тоже утапливать педаль в пол. Так отрабатывается реакция на резкое торможение при минимальной дистанции. Если успел оттормозиться молодец, нет считай, врезался в корму воображаемой машины. Опять тренировка, тренировка, тренировка..

Надо сказать, инструкторы “Volvo” не дают ученикам задремать от монотонности упражнений. С каждой попыткой меняются скорость, параметры задания. Только ты приноровился, скажем, к компактной “Volvo S40”, как тебя просят пересесть на внедорожник “XC90”. Другая машина другой подход к выполнению упражнения. И даже если остался за рулем первого автомобиля, задача неожиданно может усложниться. Допустим, объезд внезапно возникшего препятствия с торможением и возвращением в свой ряд. Поначалу все просто: скорость от раза к разу увеличивается; ты сам выбираешь, с какой стороны огибать стоящие поперек дороги конусы. Но вот, уже привычно уходя от препятствия вправо, вдруг осознаешь траектория гораздо круче, чем прежде! и вылетаешь со своей полосы. Оказывается, инструктор втихаря сместил конусы ближе к правой обочине и на сей раз следовало уходить влево. Очередная попытка. Опять влево? Как бы не так теперь всю левую полосу перегородили конусами, и опять надо рулить в правую сторону. Здесь тоже важна быстрая и адекватная реакция на изменение обстановки. Именно этого пытаются добиться инструкторы. Ведь на дороге не бывает шаблонных ситуаций. А владельцы “Volvo” должны быть уверены не только в надежности своих автомобилей, но и в отточенности собственных водительских навыков. Ведь тогда безопасность езды повышается как минимум вдвое.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9