Английская классика с немецкими технологиями

В КОНЦЕ 90-х годов настал период, когда производство эксклюзивных сверхдорогих автомобилей стало приносить больше убытков, чем прибыли. Покупатели не горели желанием отдавать сумасшедшие деньги за изрядно устаревшие и, мягко говоря, технически далеко не самые совершенные машины. Немцы, получив в свои руки полный контроль над “Rolls-Royce” и “Bentley”, попытались исправить эту ситуацию. Как им тогда казалось, рецепт успеха создания автомобиля самого высшего уровня достаточно прост: стоит только взять разработанный в духе старых английских традиций кузов и оснастить его высокотехнологичной немецкой начинкой, как от покупателей не будет отбоя. Так и сделали. Получились два очень похожих с виду автомобиля, но тем не менее принципиально разных по своему внутреннему содержанию.

Для того чтобы увидеть внешние различия между “Rolls-Royce Silver Seraph” и “Bentley Arnage”, надо было хорошенько присмотреться. Фирменная эмблема, решетка радиатора, колесные диски и, конечно же, знаменитая статуэтка “Дух экстаза” на капоте – вот, собственно говоря, и все, что отличало экстерьер “Silver Seraph” от “Arnage”. Неспециалист может этого и не заметить. Хотя нет, знатоки меня поправят – это не все. Подштамповка боковины кузова у всех “Роллсов” на заводе украшалась тончайшей полосочкой, которую специально обученный человек вручную (!) аккуратно проводил кисточкой. На стандартном “Bentley” такой полосочки не было. Этот элемент дизайна, правда, числился в списке опций, но популярностью у покупателей не пользовался. Платить несколько тысяч долларов за нарисованную краской линию – это слишком даже для сказочно богатых покупателей “Bentley”.

Кстати, впоследствии эта самая полосочка стала настоящим кошмаром для сервисменов, осуществлявших ремонт таких автомобилей после аварии. Для многих становилось непосильной задачей восстановить рукописную линию при замене или покраске отдельных кузовных деталей. Повторить оригинальный росчерк кисти заводского мастера, причем так, чтобы переход был незаметен, удавалось немногим. Видимо, в полном соответствии со старыми английскими традициями, чтобы добиться успеха в этом деле, ему надо было посвятить всю жизнь..

Под капотом “Rolls-Royce Silver Seraph” – плавный и бесшумный V12. Интерьер – воплощение аристократической роскоши.

Как уже сказано, несмотря на внешнее сходство, технически автомобили различались весьма существенно. Баварцы попытались вдохнуть в “Rolls-Royce” и “Bentley” новую жизнь, дав им лучшее из того, чем сами располагали. Обе модели получили самые современные (на тот момент) моторы BMW. Под капот “Arnage” установили V8 объемом 4,4 л, а “Silver Seraph” оснастили флагманским V12, объем которого составлял 5,4 л (326 л.с.). Этот 12-цилиндровый мотор без каких-либо изменений перекочевал на “Rolls-Royce” с представительской BMW 7-й серии, а изначально менее мощный V8 дополнительно оснастили турбонаддувом, который позволил поднять его отдачу до 354 л.с.

Такой выбор моторов выглядел очень логично и закономерно. Английские традиции были соблюдены безупречно. Для автомобилей марки “Rolls-Royce”, у которых мощность должна сочетаться с плавностью хода, прекрасно сбалансированный V12 подошел как нельзя лучше. Причем выжимать из него все возможное намеренно не стали. С такого объема можно было снять и большее количество “лошадей”, но это пошло бы в ущерб надежности и ресурсу. На автомобилях BMW многочисленные тюнинговые фирмы так и делали. Но только не на “Rolls-Royce”! Для этой марки такой подход был неприемлем. По своей идеологии такие машины просто обязаны жить долго, десятилетиями верой и правдой служа своим владельцам. А в идеальном случае – даже передаваться из поколения в поколение по наследству. Жертвовать надежностью и долговечностью ради сиюминутной выгоды и абсолютно нелепых для респектабельного обладателя “Роллс-Ройса” десятых долей секунды (при разгоне до “сотни”), естественно, не стали.

С автомобилями марки “Bentley” – совсем другая история. Они изначально позиционировались как скороходы для искушенного владельца, который не прочь, отпустив наемного шофера на выходные, самолично блеснуть своим водительским мастерством. Здесь как нельзя кстати пришелся чуть более мощный и значительно более “злой” двигатель V8. Проектировщики “Arnage” доли секунды уже считали весьма тщательно. Получившийся автомобиль обладал завидным темпераментом. До 100 км/ч он разгонялся за 6,5 с, более чем на секунду быстрее “Роллса”. Для машины, полная масса которой вплотную приближается к трем тоннам, – очень впечатляющий результат. А благодаря более легкому 8-цилиндровому мотору “Bentley” получился более острым и точным в управлении, чем перетяжеленный в передней части “Rolls-Royce”.

Эксклюзивность требует жертв

ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ двигателей и мелких деталей, элементы конструкции “Silver Seraph” и “Arnage” были идентичны. Отличались только настройки пневматической подвески (“Bentley”, как и положено “спортсмену”, был более жестким) и передаточные числа трансмиссии. Но абсолютно одинаковые детали, предназначенные для разных моделей, имели разные каталожные номера. Поэтому исходя из требований самого автопроизводителя какая-либо взаимозаменяемость строго-настрого исключена. Даже в реальной жизни сложно представить ситуацию, когда мастер официального сервиса поставит на “Rolls-Royce”, например, шаровую опору от “Bentley” – автомобили дорогие, и ответственность за нарушение предписания завода-изготовителя слишком велика.

Один раз в семь лет надо проводить “большое ТО”, стоимость которого может достигать 7.000 евро.

В качестве запчасти декоративная решетка радиатора “Bentley” стоит 10.000 евро.

То же самое касается и запчастей от автомобилей BMW (об этом нередко спрашивают у сервисменов). Разумеется, у немецких и баварских автомобилей есть общие детали. В наше время любой автопроизводитель ради удешевления производства стремится к унификации своей продукции. Коснулась она даже таких элитных марок, как “Rolls-Royce” и “Bentley”. Например, устанавливаемые на них бортовой компьютер и блок управления климат-контролем очень похожи (но не факт, что идентичны) на аналогичные узлы, применявшиеся на моделях BMW. Поэтому в принципе на “Rolls-Royce” и на “Bentley” технически возможно поставить некоторые детали от BMW 7-й серии.

Интерес к “чужим” запчастям вполне оправдан. Все дело в том, что “родные” детали для “Rolls-Royce” и “Bentley”, мягко говоря, недешевы. Вполне под стать ценам на эти машины. Например, решетка радиатора на “Arnage” сама по себе – произведение искусства и обойдется покупателю (в сборе с окантовкой) в 10.000 евро. Лобовое стекло – около 5.000 евро. Исходя из этих цифр можно представить себе, на сколько облегчит кошелек владельца такого эксклюзива самая пустячная авария или просто вылетевший из-под колеса попутной машины камешек. Правда, справедливости ради надо отметить что в ДТП такие автомобили попадают нечасто. Сотрудники сервисов объясняют это тем, что обычно ими управляют лучшие из лучших наемные водители или достаточно опытные и осторожные владельцы, которым мальчишеское лихачество просто не к лицу.

Но если, не дай бог, с автомобилем чтото случится в России, то проблемы неизбежны. Это где-нибудь в Европе фирма “Bentley” гарантирует поставку любой запчасти в течение трех дней. В случае крайней необходимости, если требуемой детали вдруг не окажется на складе, ее снимут с машины, находящейся на конвейере, и отошлют заказчику. Но в России эти правила не работают. Причем отнюдь не по вине автопроизводителя. Запчасть из Англии действительно в трехдневный срок доставляется на таможню в Шереметьево, но там она может пролежать не один месяц. Владельцам остается только ждать, либо.. везти свой автомобиль на ремонт в Европу. Раньше, в конце 90-х, многие так и делали. В соседней Финляндии, кстати, есть неплохой фирменный сервис.

В любом случае независимо от страны пребывания восстанавливать после аварии автомобили ручной сборки (таких, как “RollsRoyce” и “Bentley”) – занятие чудовищно трудоемкое. В официальных сервисах даже не существует нормативов на кузовной ремонт. Никто не знает, сколько нормо-часов потребуется, например, на замену поврежденного крыла или двери. На заводе-изготовителе кузова “Роллсов” и “Бентли” сваривают вручную, также вручную детали подгоняют друг к другу. При ремонте мастеру на сервисе каждый раз предстоит повторять эту нелегкую операцию. Других вариантов просто нет. Если заказать любую кузовную панель, то вам доставят не саму деталь, а.. ее заготовку, на которой не будет даже крепежных отверстий. Подгонять ее по месту придется сервисному мастеру, если, конечно, хватит опыта и умения.

Зеленый или красный?

“Bentley Arnage” с мотором от BMW выпускался всего два года. Его производство началось в 1998 году, а прекращено было в 1999-м, когда марку “Bentley” приобрел концерн “Volkswagen”. Автомобили первых серий назывались “Arnage Green Lable” (“Зеленый ярлык”). Их решетку радиатора украшала фирменная эмблема зеленого цвета. На рынке изредка встречаются такие машины и 2000 модельного года, но на самом деле произведены они по предварительным заказам еще в 1999-м, а доставлены были покупателям только в 2000 году.

Фольксвагеновцы, приобретя компанию “Bentley”, по понятным причинам отказались от баварского двигателя и поставили на “Arnage” традиционный английский мотор, который ранее использовался на старых моделях “Rolls-Royce” и “Bentley”. Благодаря большему объему (6,75 л) и турбонаддуву он выдавал более 400 л.с. Данные разных каталогов расходятся, мощность этого двигателя указывается то как 400 ровно, то как 405 сил. Обновленный “Arnage”, произведенный под эгидой “Фольксвагена”, получил название “Red Lable” (“Красный ярлык”). И фирменная эмблема на нем была уже красная.

Помимо этого “Arnage” второго поколения узнавался по белым указателям поворотов (на “Green Lable” они были оранжевыми). Такое незначительное отличие вызвало повальное увлечение владельцев машин, выпущенных в 1998-1999 годах, заменой фирменных шильдиков и рассеивателей поворотников. До сих пор встречаются автомобили “Arnage Green Lable” (с мотором BMW), которые внешне выглядят как более новые и дорогие “Red Lable” образца 2000-2004 гг.

“Arnage Red Lable” производился значительно дольше, чем “Green Lable” – целых четыре года. Соответственно выпущено таких моделей было больше, и они чаще встречаются на вторичном рынке. Например, на момент написания этого материала в Москве продавалось всего четыре “Bentley Arnage” первого поколения и около десятка – второго.

Несколько лет назад в нашей стране был абсолютно реальный случай, когда сервисмены просто не смогли установить на машину новую крышку багажника, пришедшую с завода. Квалификация мастеров сомнений не вызывала, поэтому в Англию направили официальную рекламацию. В Россию приехали представители фирмы-изготовителя и на месте засвидетельствовали, что на данный кузов поставить данную (или ей подобную) деталь с точным соблюдением всех зазоров и технологических требований – невозможно. Как это удалось сделать изначально на заводе, остается загадкой. На основании этой экспертизы производитель за свой счет заменил клиенту.. нет, не крышку багажника, а весь кузов автомобиля.

Специфика ручной сборки приводит к тому, что найти две абсолютно одинаковые машины просто невозможно. Если скрупулезно обмерить их на стапеле, то совпадет только геометрия ходовой части, все остальные размеры будут разными. Порой доходит до того, что коврики от одного “Роллс-Ройса” не подходят к другому – на заводе их выкраивают индивидуально, исходя из фактической геометрии каждого конкретного кузова. То же самое касается деревянных вставок и накладок, элементов кожаной обивки салона и т.д. Поэтому вовсе не случайно на заводе хранятся оригинальные выкройки и лекала всех подобных деталей для каждого выпущенного автомобиля.

Допустим, клиент попортил зажженной сигаретой деревянную вставку на дверной панели. Он связывается с заводомизготовителем, называет VIN-номер своего автомобиля и заказывает необходимую запчасть. Мастер достает со склада лекало, по которому много лет назад была изготовлена именно эта деталь для именно этого автомобиля, и по нему делает точный дубликат. Вот что такое настоящий эксклюзив и индивидуальный подход к клиенту!

Какой пробег у смокинга?

Столь элегантное внешнее оформление мотора “Роллса” предлагалось за доплату.

РЕГУЛЯРНОЕ техническое обслуживание и “Rolls-Royce”, и “Bentley” должны проходить либо по достижении определенного пробега, либо один раз в год. Последнее происходит значительно чаще. Подавляющее большинство владельцев эксклюзивных автомобилей (вне зависимости от их марки и модели) пользуются своими раритетами далеко не каждый день, а только по исключительным торжественным случаям – так предписывают принятые в высших кругах правила хорошего тона. Поэтому и пробеги у них просто смехотворные.

Например, по словам сервисменов, известный московский скульптормонументалист стабильно, уже который год подряд, проезжает на своем “Роллс-Ройсе” не больше 500-600 км. И это вполне нормально. Раньше, в начале 90-х, когда такие машины в нашей стране только появлялись, новоявленные богачи пользовались ими примерно так же, как совсем недавно до этого пользовались своими “Волгами” и “Жигулями”. Когда на сервис в Финляндию приезжали такие экземпляры со среднегодовым пробегом в 50.000-60.000 км, местные специалисты просто падали в обморок. Они не могли себе представить, как на такой машине можно столько ездить.. Это то же самое, что каждый день ходить во фраке или смокинге.

Стоимость среднего ТО на “Bentley Arnage” и “Rolls-Royce Silver Seraph” примерно одинакова. В Москве она составляет около 2.000 евро. Но один раз в семь лет по регламенту полагается “большое ТО”, которое занимает 29 нормо-часов (!) и обходится клиенту в 6.800-7.000 евро! Платить за оригинальность и исключительность приходится даже при банальной замене масла в моторе. Оно, кстати, тоже положено особенное, с логотипом автопроизводителя на упаковке. И это несмотря на то, что рекомендации самой компании BMW по выбору масла для своих двигателей допускают использование продукции большинства имеющихся в продаже брендов. Также высокую стоимость ТО объясняет и цена на расходные материалы. Например, оригинальный комплект передних тормозных колодок для “Bentley Arnage Green Lable” стоит в Москве 600-800 евро.

Утешением может служить то, что, за исключением регламентного обслуживания, других поводов для обращения на сервис обычно не возникает. По мнению специалистов, в большей мере этому способствуют бережная эксплуатация и маленькие пробеги, чем надежность основных узлов и агрегатов. Впрочем, отказов двигателей ни на “Silver Seraph”, ни на “Arnage Green Lable” действительно не зафиксировано. Напрягши память, сервисмены вспоминают, что когда-то у кого-то были проблемы с датчиком массового расхода воздуха, но это – мелочи.

Купить “Роллс” или “Бентли” в России выходит дешевле, чем везти такой автомобиль из Европы.

Другая фамильная болезнь таких автомобилей – течи масла и других технологических жидкостей. Виной этому опять же маленькие пробеги. Машина стоит без движения, сальники и прокладки рассыхаются, масло начинает капать на асфальт. Впрочем, не на асфальт, а в специальный поддон картера, намеренно сделанный в виде закрытого корыта. Если отъезжающий “Роллс” оставляет после себя радужные маслянистые разводы на дороге – это не улучшает имидж его хозяина. Во избежание этого и предусмотрели специальный сборник для масла, который положено опустошать во время очередного ТО. Кстати, старые английские моторы “болели” этим существенно чаще, чем немецкие. Тогда даже родилась расхожая шутка: плох тот английский автомобиль, из-под которого ничего не капает. Но, как мы уже выяснили, эта неприятная особенность вызвана не столько конструктивными недочетами, сколько специфическими условиями эксплуатации и длительными простоями машины.

Довольно часто клиенты обращаются на сервис сразу после длительной зимней стоянки. Бортовой компьютер начинает выдавать целую россыпь различных ошибок. На самом деле – ничего страшного. Обычно все они ничего не значат, а вызваны всего лишь падением напряжения бортовой сети из-за естественного разряда аккумулятора. Для борьбы с этим производитель даже разработал специальное устройство, следящее за напряжением и по мере надобности автоматически подзаряжающее аккумулятор.

Стоимость зависит от..

“Bentley Arnage Red Lable” оснащался двигателем более темпераментным, чем “Роллс”. Да и салон был оформлен более спортивно.

ГОВОРИТЬ о ценах на “Rolls-Royce” и “Bentley” столь же увлекательно, сколь и бессмысленно. Тем более когда речь идет о подержанных машинах. Привычные принципы ценообразования здесь не действуют. Более старый автомобиль вполне может стоить дороже (причем многократно), чем более новый. Пробег никак не влияет на цену, а вот личность прежнего владельца – зачастую сказывается существенно. Что уж тут говорить о подержанных экземплярах, когда даже цена новых автомобилей и то была определена весьма приблизительно.

В Америке в 1999 году стоимость нового “Green Lable” начиналась от $220.000, “Silver Seraph” чуть дороже – от $230.000. В Европе они традиционно стоили почти в полтора раза больше. Но, если разобраться, эти цифры мало о чем говорят. На ценниках приводилась базовая цена автомобилей, а окончательная зависела только от пожеланий будущего владельца, набора опций, уровня отделки и количества дополнительного оборудования. Таким образом, цена могла возрасти еще вдвое. Причем, что характерно, если “Bentley” в базовом оснащении встречаются довольно часто, то увидеть стандартный “Rolls-Royce” просто невозможно. Все сходившие с конвейера машины были разными, так как строились по индивидуальному заказу будущих владельцев.

Если все же попытаться проанализировать объявления о продаже подержанных “Роллсов” и “Бентли”, то выяснится, что и ту, и другую машину в Москве можно купить за примерно одинаковые деньги – около $100.000. В Европе выйдет дороже – примерно 100.000-120.000 евро. И это вне зависимости от их изначальной цены и комплектации. Видимо, здесь работает известный рыночный принцип: купить эксклюзивный автомобиль непросто, но реально, а вот продать – практически невозможно. По крайней мере, за адекватные его настоящей стоимости деньги.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 1