ОДНА из новейших разработок “Volvo” – система предупреждения столкновения с пешеходом. Автомобиль оборудуется радаром, фиксирующим расстояние до прохожего, и камерой, посылающей видеоизображение человека на бортовой компьютер. Система находится в стадии разработки: она пока не действует в ночное время, а также не всегда может идентифицировать ребенка. Серийно устанавливать такую аппаратуру на автомобили начнут через 5-6 лет.
Сажусь в “Volvo ХС90”. Скорость 25 км/ч.
– Не разгоняйся больше и не трогай тормоз. Когда на дороге появится пешеход, притворись, что ты его не заметила, – командует инженер по развитию систем безопасности “Volvo” Эрика Джекобсон. – Автомобиль все сделает сам.
Ну и ну. Психологически совсем не просто держать ногу на педали газа, ясно видя перед собой пешехода, точнее манекен… но от этого не намного легче.
– Мы зовем его Боб. Не бойся, он ненастоящий, – не унимается Эрика.
Не сомневаясь, что Бобу сейчас придет конец, зажмуриваюсь. Резкий толчок. Открываю глаза. Автомобиль застыл как вкопанный в нескольких сантиметрах от манекена.
– Тормоз! – кричит Эрика.
Машина плавно трогается, но в последний момент я успеваю выжать левую педаль.
– После автоторможения у тебя есть секунда, чтобы самой нажать на тормоз, иначе автомобиль опять поедет.
– А если бы скорость была больше?
– На этот случай есть другая разработка – система предупреждения водителя. Когда ты приблизишься к пешеходу на расстояние пяти метров, на лобовом стекле появится красная световая полоска и раздастся громкий сигнал. В этот момент надо тормозить самой. Попробуем?
Возвращаюсь на исходную позицию, в 100 метрах от Боба. Разгоняюсь до 70 км/ч. Манекен все ближе, но никаких сигналов нет. Прости, Боб! Кукла, закрепленная на специальном рычаге, подскакивает от удара и пролетает над крышей автомобиля.
– Все-таки слишком быстро. Попробуй еще, только помедленнее, – виновато говорит Эрика.
На сей раз все получается. Еду чуть быстрее 40 км/ч. За несколько метров до бедного Боба на лобовом стекле появляется красная полоса, а по ушам бьет сирена. Нажимаю на тормоз и останавливаюсь на безопасном расстоянии. На самом деле, как выясняется, автомобиль тоже мне помог. Одновременно с предупредительными сигналами увеличивается давление в гидравлической системе тормозов, расстояние между колодками и дисками сокращается, что позволяет совершить более экстренное, но достаточно плавное торможение.
Чудо-руль
ПО ДАННЫМ шведских специалистов, причина более 30% всех ДТП кроется в нарушении требований разметки. Поэтом у компания уже многие годы работает над системами пред упреждения водителя о сходе с полосы движения. Технология последнего поколения (LDW), которой к концу 2007 года будут оснащаться модели “S80”, “V70”, “XC70”, оповещает о непреднамеренном пересечении разметки звуковым сигналом.
А теперь инженеры трудятся над системой будущего, которая не просто предупредит водителя, но и сама вырулит обратно на правильную полосу. В массовое производство разработка поступит через 5-6 лет.
– Установленная на автомобиле камера фиксирует несанкционированное пересечение разметки и посылает информацию на бортовой компьютер, который дает команду рулевому управлению вернуть машину на полосу. Эта функция активизируется только в том случае, если на “чужой” полосе имеется препятствие, – объясняет инженер “Volvo” Хенрик Тьяндер.
– А если разметка грязная или в снегу, или желтая? – спрашиваю я.
– А если вообще нет разметки, как это часто случается у нас в стране? – интересуется коллега из Индии.
– На нет и суда нет, – смеется Хенрик. – Цвет полос не имеет значения. А вот снег и грязь – проблема. В этом случае система скорее всего не сработает.
Хенрик просит разогнаться до 60 км/ч, а затем “заснуть” за рулем, чтобы машина “сползла” на соседнюю полосу двумя боковыми колесами.
– Если будешь держать руль крепко или перестроишься всеми четырьмя колесами, система “подумает”, что ты сознательно совершила маневр, и не сработает, – объясняет Хенрик.
Все идет по плану: левая половина машины на соседней полосе, где стоит надувной “автомобиль”. До него меньше десяти метров. Жму на тормоз и.. в последний момент самостоятельно огибаю препятствие.
– Не надо было тормозить. Система решила, что ты заметила другой автомобиль и помощь не требуется, – объясняет Хенрик.
Пробую снова. Усилием воли до последнего держу ногу на газе, а руля еле касаюсь. И метра за три до надувного автомобиля становлюсь свидетелем маленького технического чуда. Баранка без какого-либо вмешательства с моей стороны плавно поворачивает колеса, и машина огибает препятствие, полностью вернувшись в свой ряд.
Однако восхищение сменяется сомнениями. Предположим, я по-настоящему оказалась в такой опасной ситуации. Клюю носом, не чувствуя, как автомобиль перемещается на соседнюю полосу.. Система активируется, руль начинает двигаться, я спросонок хватаюсь за него, и первый рефлекс – вернуть баранку в исходное положение. Результат – столкновение? Наверное, как повезет. Лучше всего вообще не спать за рулем. Ведь подобные системы – не панацея, а средство последнего шанса.
А, например, в “Audi” разработали так называемую систему бокового различения. При приближении к линии разметки без включения “поворотника” руль начинает вибрировать, давая понять водителю, что надо включить сигнал поворота либо вернуться на свою полосу. Подобные разработки есть и у других автопроизводителей.
Правила общения
ЧЕРЕЗ десять лет компания “Volvo” планирует внедрить в массовое производство систему, которая позволит машинам обмениваться информацией. Разработчики предполагают, что такое автомобильное общение позволит сократить число аварий и избавиться от пробок.
Машины будут оснащать беспроводными датчиками наподобие WiFi, которые смогут подавать сигнал на расстояние до 2 км.
– Система будет работать эффективно лишь в том случае, если все автомобили оборудуют такими датчиками, не только “Volvo”, – предупреждает инженер Андерс Герауэш. – Это как с компьютерами. Они стандартизированы, поэтому люди, работающие на машинах разных марок, могут общаться друг с другом в Интернете, обмениваться файлами и любой другой информацией.
А о чем смогут рассказать друг другу автомобили? Например, о скользком участке дороги, о пробке на соседней улице, об аварии, которая произошла за углом. Еще одна интересная функция – возможность двигаться по городу колонной. Предположим, вам надо добраться из точки А в точку Б и по дороге вы встречаете другой автомобиль (допустим, автобус), который, как вам известно, направляется туда же. Ваша машина ловит его беспроводной сигнал и подстраивается за ним. Далее ваш автомобиль продолжает движение, автоматически поддерживая определенную дистанцию до “лидера”, тормозя или ускоряясь вместе с ним. А к вам по тому же принципу может подстроиться другая машина. Если надоело, в любой момент можно отсоединиться от колонны и продолжить путь самостоятельно.