За всю историю применения автомобильных ремней безопасности они спасли жизни миллионам людей. С развитием технологий и появлением новых материалов конструкция этих приспособлений становится все более совершенной и эффективной.
Моторпейдж предлагает вспомнить, какими были ремни безопасности на момент изобретения, чтобы сравнить их и современные модификации.
Первая попытка защитить водителей и пассажиров от последствий аварий была предпринята во Франции в начале прошлого века. Коллектив инженеров под руководством Луи Рено разработал сложную систему пристегивающихся ремней, которые крепились к кузову в пяти точках. Но конструкция не прижилась. Скорости передвижения тогда были небольшими, а количество машин на дорогах – очень ограниченным, поэтому водители просто не видели необходимости сковывать себя неудобными ремнями.
К середине XX века аварийность на дорогах резко возросла. Многие производители автомобилей начали оборудовать места водителя и переднего пассажира защитными ремнями. Как правило, эти конструкции были не слишком эффективными и очень неудобными в пользовании. Первый реально работающий вариант, технически близкий к современным трехточечным ремням, в 1959 году разработал молодой сотрудник шведской компании Volvo – Нильс Болен. Предложенная им система после необходимых испытаний стала элементом оборудования серийных авто.
Все существующие в наши дни разновидности ремней безопасности можно свести к трем основным типам: статическому, динамическому и опережающему. Также эти системы различают по количеству точек крепления к кузову автомобиля – их может быть от двух до шести. Самые сложные конструкции применяются в детских автокреслах и гоночных болидах. Современным стандартом стали трехточечные системы ремней безопасности, которые в легковых автомобилях устанавливаются не только спереди, но и на сиденьях заднего ряда.
Трехтотечная система ремней бывает инерционной и безинерционной. Во втором случае длину лямок требуется индивидуально регулировать под телосложение конкретного пассажира (в отстегнутом состоянии девайсы просто лежат на сиденьях). Устройства с подпружиненными инерционными катушками обеспечивают автоматическое сматывание свободных ремней. Резко вытянуть находящуюся внутри такого устройства ленту не удастся, так как при рывке её блокирует специальный стопорный механизм.
Важным направлением дальнейшего совершенствования ремней безопасности стали системы, обеспечивающие предварительное натяжение ремня. Все существующие инерционные механизмы срабатывают с небольшим запаздыванием, поэтому тело человека успевает выбрать некоторую длину лямки. Конструкция преднатяжителя подтягивает и фиксирует ремень непосредственно в момент удара авто о препятствие – сразу при получении сигнала от соответствующего датчика.
Основным элементом наиболее часто применяющихся систем ремней безопасности является конструкция, состоящая из инерционной катушки и двух механизмов ‒ возврата и блокировки. Спиральная пружина, расположенная внутри или сбоку барабана, при разматывании ремня затягивается. За счет стремления вернуться в исходное положение она автоматически поддерживает необходимое натяжение ремня на теле водителя или пассажира, а при отстегивании устройства сматывает ременную ленту.
Несколько более сложным по конструкции является механизм фиксации ремня. Он состоит из подпружиненного инерционного колеса блокировки с расположенным внутри его зубчатым венцом и системой фиксаторов. Связанное с осью катушки инерционное колесо блокирует вращение первой при сильных рывках и выходит из зацепления с фиксатором при медленном вытягивании ремня. Порог срабатывания тормоза можно регулировать, изменяя натяжение внутренней пружины механизма.
Описываемая конструкция дополнена устройством блокировки вращения катушки при существенном отклонении положения кузова по горизонтали. Механизм автоматической блокировки ремня при угрозе переворачивания авто на крышу состоит из корпуса с расположенным внутри стальным шариком. При любом изменении его позиции внутри корпуса датчик воздействует на фиксатор, моментально блокирующий катушку.
Действующее законодательство большинства стран мира запрещает продажу и эксплуатацию автомобилей, не оснащенных ремнями безопасности. Отдельные законы и правила устанавливают порядок их применения во время движения.
В России эти требования изложены в пункте 2.1.2 ПДД. Водители обязаны пристегиваться сами и не имеют права выполнять перевозку не пристегнутых пассажиров. Сумма штрафных санкций за невыполнение данного пункта Правил водителем или пассажирами в 2021 году составляет 1000 и 500 рублей соответственно (Ст. 12.6 и 12.29 КоАП РФ).
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках